Формирование ИКТ- компетентности обучающихся
Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование ИКТ-компетентности обучающихся Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Структура и функции образовательной ИКТ - компетентности определение доступ управление интегрирование оценивание создание передача
Межпредметные проекты Отдельные предметы Внепредметная активность Метапредметная ИКТ-компетентность ИКТ- компетентность
Элементы образовательной ИКТ - компетентности Обращение с устройствами ИКТ Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка Создание письменных текстов Создание графических объектов Создание музыкальных и звуковых объектов Создание сообщений Восприятие, понимание и использование сообщений Коммуникация и социальное взаимодействие Поиск информации Организация хранения информации Анализ информации, математическая обработка данных Моделирование и проектирование. Управление
1 этап – отсутствие базы для формирования ИКТ - компетентности Отсутствие базы означает: отсутствие взрослых, кто мог бы оказывать содействие учащимся в освоении ИКТ и решении задач с помощью них; отсутствие средств ИКТ и каналов связи
2 этап - курс информатики и ИКТ Наличие средств ИКТ и педагогического работника, обладающего рядом элементов ИКТ - компетентности
Минимальный набор технических средств компьютер принтер и сканер (возможно совмещенные) цифровые фотоаппарат и видеокамера мультимедийный проектор канал Интернета цифровые образовательные ресурсы информационная среда на компьютере
3 этап – школа информатизации Наличие минимального оснащения образовательного учреждения, информационной среды, необходимых сервисов и профессионально ИКТ- компетентных кадров.
4 этап – полная информатизация ИКТ-компетентность всех педагогов, наличие технологической базы, необходимой для ИКТ- поддержки всех курсов и видов деятельности учащихся и учителей, применений ИКТ во всех элементах процесса (урочная, внеурочная, проектная деятельность, выполнение домашнего задания)
Принцип формирования ИКТ-компетентности Конкретные технологические умения и навыки и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед учащимся в различных предметах.
Информационная среда образовательного учреждения формирование рабочих мест учителей; увеличение числа проекторов и экранов, цифровых фото- и видеокамер; использование мобильных классов с беспроводным доступом к сети Интернет; оснащение помещений для самостоятельной работы учащихся после уроков (читальный зал библиотеки, ИЦШ) цифровые инструменты информационной деятельности и виртуальные лаборатории и инструменты анализа и визуализации данных; геоинформационные системы для географии; ленты времени, среды для построения семейных деревьев – для истории; редакторы фото-аудио-видео-информации, музыкальные редакторы, инструменты создания и обработки графики).
Использования специальных методов и приемов Учитель должен быть настроен на формирование ИКТ-компетентности; изменение дидактических целей типовых заданий; выделение времени на уроке для самостоятельной работы для формирования ИКТ- компетентности; использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).