Агрессивный ребенок. Что делать? Агрессия - поведение, вызванное намерением причинить боль, уничтожить или установить господство. Агрессия - поведение, вызванное намерением причинить боль, уничтожить или установить господство.
Агрессивный ребенок: симптомы неблагополучия
Эмоционально-оценочные: не понимают чувств и переживаний других людей; не понимают чувств и переживаний других людей; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, затрудняются их назвать; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; чрезмерно подозрительны, все время ожидают физического и морального зла, удара, оскорбления от любого человека, сверстника или взрослого; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; ощущают себя отверженными, одинокими во враждебном мире; эгоцентричны; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; обладают крайностью самооценки (либо «я лучше всех», либо «я хуже всех»), неадекватно оценивают свое поведение; во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными во всех своих ошибках и неприятностях обвиняют окружающих, а собственные агрессивные действия считают правомерными, вынужденными или защитными
Поведенческие: легко теряют контроль над собой; легко теряют контроль над собой; проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); проявляют физическую агрессию (драчливы) и вербальную (угрозы, грубость, брань); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); демонстрируют вспышки ярости (кричат, визжат, топают ногами, катаются по полу, хлопают дверьми, швыряют и ломают предметы); раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; раздражительны, вспыльчивы, гневливы, упрямы, завистливы, обидчивы, подозрительны, мстительны; отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); отличаются «оппозиционной» манерой поведения, направленной против того или иного авторитета (учителя, ученика-лидера); намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры. намеренно создают конфликтные ситуации, провоцируют ссоры.
Физические: страдают головными болями, мускульным напряжением; страдают головными болями, мускульным напряжением; отличаются угрюмым, тоскливым настроением. отличаются угрюмым, тоскливым настроением.
Причины агрессивного поведения: постоянное агрессивное поведение родителей, постоянное агрессивное поведение родителей, проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира, проявление нелюбви к ребенку, формирование ощущения опасности и враждебности окружающего мира, длительные и частые обиды, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства, длительные и частые обиды, источником которых являются родители или какие-либо обстоятельства, унижения, оскорбления ребенка родителями, унижения, оскорбления ребенка родителями, органические поражения коры головного мозга. органические поражения коры головного мозга.
Виды агрессивного поведения: Агрессивное поведение может быть как вербальным, так и физическим. Оно может направляться на людей или животных или предметы и представляет собой обычную реакцию на гнев или враждебность. Агрессивное поведение может быть как вербальным, так и физическим. Оно может направляться на людей или животных или предметы и представляет собой обычную реакцию на гнев или враждебность. Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, обычно более агрессивны по сравнению с детьми, которых не наказывали физически. Чем строже наказание, тем агрессивнее поведение детей по отношению к сверстникам, а в дальнейшем и по отношению к родителям и другим людям. Агрессия может быть просто выученным или подражательным поведением. Дети, подвергавшиеся физическим мерам воздействия со стороны родителей, обычно более агрессивны по сравнению с детьми, которых не наказывали физически. Чем строже наказание, тем агрессивнее поведение детей по отношению к сверстникам, а в дальнейшем и по отношению к родителям и другим людям.
Признаки агрессивного ребенка: они ожидают от окружающих враждебности, они ожидают от окружающих враждебности, они недооценивают собственную враждебность, они недооценивают собственную враждебность, в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства, в своих проблемах они винят окружающих и обстоятельства, у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию, у них ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию, они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие, они редко выражают свои чувства словами, предпочитая действие, они часто не думают о последствиях своих поступков, они часто не думают о последствиях своих поступков, они завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения, они завышают интенсивность своих эмоций: гнев вместо грусти или раздражения, они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей), они невосприимчивы к чувствам окружающих, у них низкий уровень эмпатии (умение принимать чувства других людей), они ценят превосходство и месть превыше дружбы, они ценят превосходство и месть превыше дружбы, они менее склонны к компромиссам, чем другие дети, они менее склонны к компромиссам, чем другие дети, их не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками, их не волнует страдание жертвы, ответная агрессия, возможность быть отвергнутым сверстниками, они полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих, они полагают, что их агрессивные действия дают ощутимые результаты, уменьшая агрессивность окружающих, они не задумываются (скорее они о ней просто не знают) о собственной значимости, они не задумываются (скорее они о ней просто не знают) о собственной значимости, они испытывают трудности с запоминанием, они испытывают трудности с запоминанием, они с трудом сосредоточиваются они с трудом сосредоточиваются
Необходимо учить этих детей: - разграничивать индивидуальные когнитивные и эмоциональные процессы, - разграничивать индивидуальные когнитивные и эмоциональные процессы, - находить сходное и различное в людях, определять альтернативные объяснения ситуациям, - находить сходное и различное в людях, определять альтернативные объяснения ситуациям, -определять, что думают и чего хотят окружающие, -определять, что думают и чего хотят окружающие, - оказав двусмысленную картинку, помогите ребенку рассказать различные истории, основанные на ее сюжете, обсудите, почему можно по-разному воспринимать одну и ту же информацию, - оказав двусмысленную картинку, помогите ребенку рассказать различные истории, основанные на ее сюжете, обсудите, почему можно по-разному воспринимать одну и ту же информацию, - научите ребенка узнавать проблему, находить различные альтернативные решения, оценивать и предвидеть результаты своих поступков. - научите ребенка узнавать проблему, находить различные альтернативные решения, оценивать и предвидеть результаты своих поступков.
При взаимодействии с агрессивным ребенком особенно важно Осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет вам постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений. Осознание собственных чувств, мыслей и желаний, это поможет вам постоянно находиться в контексте ситуации и не позволит агрессивному ребенку втянуть вас в привычный для него сценарий развития отношений. Если вы научите такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением, то проявления агрессивности перестанут быть хоть сколько- нибудь существенной проблемой. Если вы научите такого ребенка осознавать его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и согласовывать их с окружением, то проявления агрессивности перестанут быть хоть сколько- нибудь существенной проблемой.
Как воспитывать ребенка, чтобы он не был агрессивен: - Одобряйте то поведение ребенка, которое Вы сами оцениваете как благородное, доброе, достойное и, естественно, не одобряйте агрессивное поведение, направленное на человека, животное, да, и предметы тоже (хотя, некоторые успокаиваются лишь, разбив пару десяток тарелок). - Одобряйте то поведение ребенка, которое Вы сами оцениваете как благородное, доброе, достойное и, естественно, не одобряйте агрессивное поведение, направленное на человека, животное, да, и предметы тоже (хотя, некоторые успокаиваются лишь, разбив пару десяток тарелок). - Определите границы дозволенного. Если ребенку позволяется все, то он и будет себе многое позволять. - Определите границы дозволенного. Если ребенку позволяется все, то он и будет себе многое позволять. - Не применяйте физические наказания. Наказать всегда можно чем-нибудь другим, а лучше вместо наказания временно лишить ребенка чего-то хорошего. - Не применяйте физические наказания. Наказать всегда можно чем-нибудь другим, а лучше вместо наказания временно лишить ребенка чего-то хорошего. - Дети во многом подражают родителям. Подавайте хороший пример. Если Вы будете требовать от ребенка одно, а сами вести себя противоположным образом, ребенок вас просто не послушает. - Дети во многом подражают родителям. Подавайте хороший пример. Если Вы будете требовать от ребенка одно, а сами вести себя противоположным образом, ребенок вас просто не послушает. - Пресекайте любые проявления агрессивного поведения. - Пресекайте любые проявления агрессивного поведения. - Давайте возможность ребенку «выпустить пар». (Подеритесь подушками, порвите бумагу, поиграйте в подвижные игры,…). - Давайте возможность ребенку «выпустить пар». (Подеритесь подушками, порвите бумагу, поиграйте в подвижные игры,…).
А самое главное: учите детей ЛЮБИТЬ окружающий их Мир!