Самостоятельная деятельность детей. Опыт работы воспитателя МБДОУ «Андреевский детский сад» Овчинниковой Г.В.
Организация самостоятельной деятельности детей представлена в 4-х направлениях: 1)физическое развитие; 2)социально- личностное развитие; 3)познавательно-речевое развитие; 4)художественно-эстетическое развитие. Для успешной организации самостоятельной деятельности в группе создана предметно-развивающая среда, которая обеспечивает выбор деятельности по интересам каждому ребенку, позволяет ему действовать со сверстниками или действовать самостоятельно. С этой целью все пространство группы поделено на центры активности. Это: Центр «Петрушкин театр» Центр «Книжкин дом»
Центр «Зеленый друг» Центр «Детское творчество» Центр «Юный математик» Центр «Маленький строитель» Центр «Веселые нотки» Центр «Маленький исследователь» Центр «Озорные мячики» Центр «Мы играем» Центр «Сенсорного развития» Центр «Сюжетно-ролевой игры»
Для развития познавательно-речевого направления в центре сенсорного развития формируются представления о сенсорных эталонах.
В центре «Маленький строитель» дети строят постройки из одного цвета и разноцветные постройки, что позволяет повторить цвета. В процессе конструирования у детей формируется универсальная способность построения – создание целого из отдельных частей.
В центре «Книжкин дом» дети рассматривают книги, беседуют по поводу ее содержания. У них развивается интерес к художественной литературе и воспитывается привычка к аккуратному обращению с книгой.
В центре «Маленький исследователь» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, шишками, различными крупами.
Чтобы тема исследования нашла свое продолжение в других центрах, в них присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности. В центре «Детское творчество» дети могут найти материалы и оборудования для собственных исследований по смешиванию различных цветов, получения нового цвета
В центре «Юный математик» дети могут посчитать шишки или сравнить их по величине.
Социально-личностное направление развития детей осуществляется через центр «Сюжетно-ролевой игры» другие виды игр. У детей формируются представления о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах.
Центры изобразительной и музыкальной деятельности развивают художественно-эстетические направление. В центре «Изобразительной деятельности» дети используют различные материалы (природный, бросовый), где экспериментируют средствами изображения.
Через центр «Озорные мячики» у детей формируется легкость и ловкость исполнения основных движений (различных видов шага, бега, прыжков).
Для развития физического направления в центре «Озорные мячики»дети находят удовлетворение потребности в двигательной активности. Они играют с мячами, обручами, знакомятся с правилами безопасности в двигательной деятельности.
В центре «Книжкин дом» дети знакомятся с разными видами спорта. Рассматривая книгу ребенок приобщается к гигиене чтения и бережному отношению к книге.
Ритмично двигаясь под музыку дети координируют движения.
При игре на музыкальных инструментах дети развивают мелкую моторику.
Через центр «Сюжетно-ролевой игры у детей формируются представления о соблюдениях гигиенических правил. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Наши центры не существуют отдельно, все они взаимосвязаны между собой.