SWOT-анализ и его использование в стратегическом анализе Работа ст.гр. ОА-081 Ульянич Т.Ф.
SWOT-анализ - это метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие, которые способствуют достижению целей предприятия или осложняющих его.
SWOT–анализ это качественный анализ перспектив, включающий описание: Сильных сторон (Strengths) фирмы ; Слабых сторон (Weaknesses) фирмы ; Возможностей (Opportunities), предоставляемых внешней средой ; Угроз (Threats), предоставляемых внешней средой.
SWOT-анализ обычно представляют в виде матрицы: Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя среда Strengths – свойства предприятия, проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли. Weaknesses – внутренние свойства, ослабляющие проект, предприятие, коллектив и т. д. Внешняя среда Opportunities – внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели. Threats – внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели.
Задача SWOT-анализа дать структурированное описание ситуации, относительно которой нужно принять какое- либо решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер без рекомендаций и расстановки приоритетов. Поскольку SWOT-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.
Пример SWOT- анализа Химчистка / прачечная Columbia Cleaners
Справка о бизнесе предприятия, по которому проводится пример: « Экономика США понемногу восстанавливается и качество жизни растет. Люди стараются тратить больше времени и денег на то, чтобы получать удовольствие, а не делать работу по дому. Они хотят, чтобы кто - нибудь другой делал за них работу по чистке и уборке. В Хилсборо на 70 тыс. населения 7 химчисток и прачечных. Эти химчистки принимают от клиентов вещи, чистят и ждут, когда они их заберут. Клиенты вынуждены ездить по городу, искать место для парковки, тащить свои вещи, такие как занавески, простыни и т. п. в прачечную и ждать, пока их обслужат. Потом они повторят тот же скучный процесс, когда забирают обратно вещи. Кроме того, эти прачечные открыты с 9 утра до 6 вечера и закрыты в воскресенье, т. е. работают практически в часы работы большинства офисов, что особенно не удобно для работающих клиентов. Понимая и стараясь исправить ситуацию, наша прачечная / химчистка будет включать бесплатную доставку на чистку и обратно. Мы сделаем жизнь наших клиентов проще, сохраняя их время, исключив проблемы с доставкой, парковкой, тем, что они могут забыть забрать вещи, пропустить обед или позже приехать домой …»
SWOT – Сильные стороны: 1.Предприятие предлагает действительно новый сервис химчистки и прачечной с доставкой; 2.Предприятие предлагает быстрый и полезный сервис для того, чтобы сохранить время своих клиентов.
SWOT – Слабости: SWOT – Слабости: 1.Наличие конкурентов среди уже существующих прачечных в городе; 2.Бизнес начинается с «0», т.е. с самого начала; 3.Меньше опыта, чем у конкурентов.
SWOT – Возможности: 1.Расходы на одежду растут, включая дорогую одежду. Поэтому спрос на услуги по уходу за одеждой тоже растет; 2.Все больше и больше женщин, которые по традиции стирают и чистят одежду дома, работают в офисах и на предприятиях и у них меньше времени на домашние дела. Целевой рынок для нашего бизнеса это рабочий класс и класс профессионалов и мужчин, и женщин; 3.Средний доход жителей Хилсборо растет; 4.Люди стремятся тратить больше времени на удовольствия и развлечения, а не на работу по дому; 5.Участие в постоянно растущем сервисе. По прогнозам, отрасль химчисток и прачечных будет постоянно расти в 2010 году; 6.Можно открыть сеть прачечных с одинаковым уровнем качества услуг; 7.Возможность уменьшить постоянные затраты при увеличении продаж.
SWOT – угрозы: 1.Если бизнес будет успешным, появятся новые конкуренты, которые будут предлагать те же услуги; 2.Развитие технологий может дать возможность чистить одежду с помощью домашних стиральных машинок.
Вывод: с помощью SWOT- анализа предприятие может: Определить дальнейшую стратегию деятельности; Составить план организации работы и её развития; Определить новые цели или скорректировать прежние; Возможность выбрать из нескольких планов действий; Определить, по возможности, основные влияющие факты внутри и снаружи предприятия; Избежать возможных угроз; Взвесить все «за» и «против» принимаемых решений.