Рытов Алексей Иванович, к.п.н., директор МЦКО, г.Москва
Направления деятельности: Независимая диагностика образовательных достижений ЕГЭ ГИА Участие в международных сравнительных исследованиях Участие в апробации общероссийских материалов ОКО Особенности проведения независимой диагностики в Москве : Добровольность участия ОУ в диагностике Сохранение результатов по решению ОУ Процедура с участием независимых наблюдателей Участие в диагностике в учебном году : * ОУ * классов * чел/тестирований
По направлениям 1. Предметная диагностика: * Начальная школа * Основная школа * Средняя школа (базовый и профильный уровни) 2. Диагностика метапредметных результатов: * Познавательные метапредметные результаты * Межпредметные понятия * Грамотность чтения * Решение проблем * Коммуникативные и регулятивные умения в проектной деятельности Диагностика сопровождения введения ФГОС По используемым измерительным материалам 1. Внешние измерительные материалы : * Готовность первоклассников к обучению – РАО * Мониторинг образовательных достижений учащихся начальной школы – РАО * Диагностика проектной деятельности - РАО * Английский язык - CAMBRIDGE ENGLISH TEST 2. Измерительные материалы МЦКО: * Банки заданий по предметам * Банк заданий метапредметных результатов обучения
Исследование Кол-во ОУ - у частник ов Результаты РФ Результаты ОУ Москвы PIRLS %75% TIMSS-200 7, 4 класс математика естествознание 10 64% 62% 67% TIMSS-200 7, 8 класс математика естествознание 10 52% 50% 61% 59% PISA-2006 математическая грамотность читательская грамотность естественнонаучная грамотность 10 42% 45% 47% 49% 55% 54% PISA-2009 математическая грамотность читательская грамотность естественнонаучная грамотность 10 40% 51% 49% 57% 66% 62%
TIMSS Межпредметные понятия 8 класс (естественнонаучный цикл) 10 класс (социально- гуманитарный цикл) PIRLS и PISA Читательская грамотность 4 и 6 классы (специальные ИМ) 5 и 10 классы (часть ИМ по оценке метапредметных результатов) PISA Метапредметные результаты 5 класс 10 класс (математическая и естественнонаучная грамотность) Решение проблем 10 класс
Высокие результаты РФ в TIMSS, но наряду с достижениями фиксируются и дефициты. Для естествознания: Не формируется общее представление о фундаментальных законах сохранения (закон сохранения массы: химия – более 50%, физика – около 30% выполнения; сохранение и превращение энергии: физика – более 50%, биология – менее 30%). Не осуществляется интеграция знаний об одних и тех же объектах, изучаемых в разных предметах.
Цель диагностики – определение уровня овладения межпредметными понятиями в рамках предметов естественнонаучного цикла, как необходимого условия формирования системного естественнонаучного мышления. Предметные области: биология, физика, химия Общее число участников – чел. Группы понятий: Энергия, закон сохранения энергии (виды энергии, источники энергии, процессы преобразование энергии из одного вида в другой). Масса и размеры тел, закон сохранения массы в различных процессах. Вещество, строение вещества (строение вещества в различных агрегатных состояниях, строение атома, виды веществ, превращение веществ, характеристики вещества).
В ветряных электрогенераторах электрическая энергия вырабатывается при вращении лопастей под действием ветра. В ветрогенераторах для получения электрической энергии используется 1) кинетическая энергия движения воздушных масс 2) химическая энергия распадающихся во время движения частиц воздуха 3) тепловая энергия остывающего воздуха 4) внутренняя энергия взаимодействия частиц воздуха В автомобильных аккумуляторах электрическая энергия вырабатывается в результате процессов, протекающих между свинцом и его соединениями в растворе серной кислоты. В аккумуляторе для получения электроэнергии используется 1) кинетическая энергия движущихся заряженных частиц (ионов и электронов) 2) химическая энергия, выделяющаяся в результате окислительных процессов 3) тепловая энергия работающего двигателя автомобиля 4) внутренняя энергия взаимодействия молекул топлива с кислородом
Средний процент выполнения Низкий уровеньСредний уровень Повышенный уровень Высокий уровень 17%2%9%31%60%
Предметные области: литература, история, обществознание Общее число участников – чел. Предмет проверки: 1) понятия высокого уровня обобщения, требующие конкретизации (например, «прогресс», «свобода», «общество», «личность», «просвещение», «государство», «власть», «право», «деятельность», «традиции» и т.п.); 2) многосмысловые понятия, требующие различения их значений в употребляемых контекстах ; * В каждом варианте внимание было сфокусировано на одном основном понятии: свобода человека, традиции, просвещение, личность. * Использование текстов как носителей информации.
Общее число участников – чел. Предлагалось три типа проблем: анализ ситуации и планирование процесса; выбор оптимального решения на основе сочетания нескольких условий; анализ работы устройства, следование инструкции и диагностика неполадок. Проверяемые умения: Определение переменных, присутствующих в проблеме, и связи между ними; принятие решения о том, какие из переменных связаны с проблемой и какие не связаны с ней; Интеграция информации, представленной в разных формах (схема, таблица, текст) и планирование действий; Принятие решения в соответствии с условиями поставленной проблемы; Планирование оптимального порядка действий на основе анализа информации; Составление алгоритма действий в виде блок-схемы.
Общее число участников – Задания на основе текстов – литературных и информационных Проверка трех групп умений: * Общее понимание текста: поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. * Глубокое понимание текста: анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений. * Использование информации из текста для различных целей.
Три группы умений: * Общелогические приемы познания * Методологические умения * Чтение и работа с информацией Основные подходы * Проверка одного и того же умения на разных уровнях овладения при использовании одного и того же контекста. * Использование контекста разных предметов для проверки сформированности одного и того же умения Методологические умения – примеры заданийпримеры заданий