Учителя русского языка и литературы Слесаренко Тамары Геннадьевны. 1 категория Стаж работы: 11 лет год.
Смысл об-раз-ования?
РАЗ ОБ Процесс обретения человеком собственного образа Смысл образования – в образовании смыслов Результат образования – становящийся образ, целостный человек, понимающий мир и себя как целостность
Смысл и цель воззрения на мир Компетентностный подход 1-я линия – линия базисных умений (предметные) 2-я линия – взаимосвязь предметных умений с универсальными 3-я линия – усвоение универсальных умений (деятельностные, коммуникативные, рефлексивные и т.д.) Создание целостной картины мира В школе этому мало учат
приводить доводы, аргументы и доказательство какой-либо известной точки зрения-49%; обосновывать свою точку зрения, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов-21%; понимать язык символов, диаграмм, графиков, схем-21 %; понимать текст для решения практической задачи-35%; обобщать факты и делать вывод- 33%; сравнивать объекты или информацию и делать вывод- 49%; анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать выводы- 33%; различать мнения и факты в высказывании-21%; осуществлять выбор из нескольких альтернатив-25%; искать закономерности, тенденции на основе имеющихся фактов- 50%; определять причины поступков людей (персонажей данной ситуации) или явлений-35%; работать с первоисточниками, документами-30%. 9. Что не умеют наши школьники? В работе с текстами (т.е. диаграммами, графиками и таблицами) Результаты исследования 6 класса 2010г. не проявляют умений:
Не умеют: самостоятельно проводить анализ, обобщать, выявлять закономерности; делать выводы на основе извлеченной информации из источников, представленных на разных языках (графики, схемы, диаграммы, таблицы, символы); аргументировать свою точку зрения! Резюме
1. Перегруженность программ и учебников фактологическим материалом (загружается память, но не обеспечивается свободный перенос знаний при работе с ситуациями, отличными от учебных) ЗУН Компетенции (УМК?!) 2. Слабое внимание формированию общеучебных и интеллектуальных умений (особенно в основной школе). Отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации ( Словари, интернет, худ. лит., доп.лит., интервью…) на разных этапах урочной и внеурочной деятельности ….. И с с л е д о в а н и е P I S A ( с п о г о д ы ) : М а т е м а т и к а – н е т и з м е н е н и й Ч т е н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е с н и ж е н и е р е з у л ь т а т о в Е с т е с т в о з н а н и е – с т а т и с т и ч е с к и з н а ч и м о е у л у ч ш е н и е р е з у л ь т а т о в
Проблема учителяВиды деятельности, направленные на решение соответствующих проблем 1. При анализе, планировании и организации учебного процесса учитель не видит проблем ученика, не видит ситуативных микроизменений, происходящих с учащимися на уроке Освоение приемов и технологий определения структуры познавательной сферы учащихся; использование технологий уровневой дифференциации и индивидуализации учебного процесса, освоение приемов рефлексивного анализа состояния класса, педагогического системного мониторинга. 2. Учитель не умеет разводить цели ученика и учителя, не умеет анализировать и корректировать структуру целей Освоение приемов проектирования целей для ученика в форме диагностируемых результатов, а для учителя – в видах управленческой деятельности 3. В работе учителя преобладает монологический тип общения Освоение и активное применение способов и приемов эффективного общения: диалога, полилога, «мозгового штурма» и т.д. 4. Учитель на уроке обучает ученика преиму- щественно через левое полушарие Освоение и использование приемов обучения, требующих опоры на мыслительные навыки синтеза, обобщения, эмоциональную и образную память, кинестетический канал приема и переработки информации. 34. Проблемы учителей и возможные направления работы по решению этих проблем
1-4. Владение содержанием и методологией предмета 2-4. Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса 8-3. Владение навыками обобщения и передачи своего опыта 7-1,2,3,4. Умение управлять инновационным процессом (построить, провести и проанализировать эксперимент) 6-2. Владение управленческими технологиями (педагогический анализ, постановка целей, планирование, организация) 3-2.Знания валеологических требований к уроку и умения использовать их при проектировании учебного процесса 4-3. Владение приемами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями 5-1,2,3,4. Владение приемами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета 36. Система профессиональных компетенций учителя
Цель деятельности: Учителя: Ученика: Умение управлять инновационными процессами, социализирующими и развивающими ребенка средствами учебного предмета-3. Г: Формирование образа целостного человека, понимающего мир и воспринимающего себя как целостность. Р: Освоение универсальной коммуникативной компетенции каждым ребенком в зоне ближайшего развития (прирост на 20% каждым по всем показателям).
Учитель: Освоение теоретических основ инновационных процессов, … Изучить компетентностные коммуникативные проблемы 6 класса (исследование сент. –окт. 2009). Подбор средств, приемов и способов работы, влияющих на формирование ОУК(окт- уч.год 2010) Освоение процессов управления классом с использованием инновационных технологий, влияющих …( технология «Школа социализации», КСО, ИКТ…) Формирование групповой работы на основе самодостаточности и равных возможностей. Развивать творческую активность и коммуникативную и исследовательскую компетенцию за счет взаимодействия, взаимодействия (пары сменного состава). Освоение ИКТ и ресурсов Интернет с целью проектирования собственной деятельности и достижения результата. Разнообразие форм деятельности учащихся на уроке.
Ученик: обосновывать свою точку зрения, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов- 21%; искать закономерности, тенденции на основе имеющихся фактов-50%; анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать выводы- 70%; определять причины поступков людей (персонажей данной ситуации) или явлений- 35%; работать с первоисточниками, документами-30%; Неразвитый словарный запас и устная разговорная речь-35%. Исследование универсальных умений и компетенций учащихся 6 класса. (сент-окт. 2009г.) УМК: М.М. Разумовская: коммуникативная компетенция! Учет возрастной психологии и активности на основе интереса; Формирование групповой работы на основе самодостаточности и равных возможностей; Развивать творческую активность и исследовательскую компетенцию; Освоение ИКТ и ресурсов Интернет с целью проектирования собственной деятельности. Развитие индивидуальных особенностей учащихся на основе психологического исследования 2008г. Активность; Умение составлять схемы, таблицы, тесты; Развитие умений выражать свою мысль; Индивидуальное целеполагание на урок и инд. маршруты… Аргументировать свою точку зрения (сочинения- рассуждения,…) Взаимообучение и активные формы диалога; Групповая и парная работа (сменного состава) Проектирование урока в технологиях «Школы социализации», КСО, процессуального предметного мониторинга умений, здоровьесберегающих принципах
Результаты: Освоены активные способы формирования ОУК и управление инновационными процессами, социализирющими и развивающими ОУК ребенка средствами учебного предмета. Обоснование своей точки зрения- 42%; Умение обобщать, делать выводы – 65%; Умение анализировать – 42%; Устанавливать причинно-следственные связи - 50%; Умение работать с первоисточниками – 70%; Умение понятно изложить мысль (устно, письменно) – 58% Положительные отклики о системе рабаты на уроке Повысился уровень объективной коммуникации.
Благодарим за внимание! «Нам нравится учить друг друга!»