Семнадцатое января Урок русского языка в 10 классе УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина Бутакова Н.П., учитель русского языка
Первый уровень – А1, А3, А4, А5, А 14. Второй уровень – А13, А16, А17, А19, А21 Третий уровень – В1, В2, В3, В4, В5
Имена числительные употребляются только на уроках математики
«Употребление имён числительных в речи» Цель урока: Развитие навыков, связанных с употреблением числительных в речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).
1.Дела нет, одни обещания. 2. Я вспоминаю один забавный случай – обхохочешься! 3.От тебя всегда слышишь одни попреки.4. Полено сгорело, и от него остались одни угольки… 5.Одна женщина, случайная прохожая, с трудом несла сумку, и я ей помогал тащить эту тяжесть целый квартал. Заменив выделенные слова синонимами, докажите, что в этих предложениях нет числительных.
Дела нет, одни=только обещания. Я вспоминаю один=некий, какой-то забавный случай – обхохочешься! От тебя всегда слышишь одни=только попреки. Полено сгорело, и от него остались одни=лишь угольки… Одна=некая, какая-то женщина, случайная прохожая, с трудом несла сумку, и я ей помогал тащить эту тяжесть целый квартал.
В некоторых случаях слово один теряет свою принадлежность к числительным и переходит в группу частиц, местоимений и других частей речи. Примечание: Форма одни имеет количественное значение лишь при сочетании: а) с существительными, не имеющими ед. ч.: одни ножницы, одни ворота ; б) с существительными, обозначающими парные предметы : одни сапоги (одна пара).
1) В …. руках девочка держала цветы. 2) Лодки причалили к …. берегам реки. 3) Юля дружила с ….. девочками. 4) ……. ботинка были чисто вымыты.
1) В обеих руках девочка держала цветы. 2) Лодки причалили к обоим берегам реки. 3) Юля дружила с обеими девочками. 4) Оба ботинка были чисто вымыты.
ОБА - (м.р. и ср.р); Оба стола, оба окна ОБЕ (ж.р.). Обе стороны, обе руки Форма м.р. не употребляется с сущ., не имеющим формы ед.ч. Т.п. обоими окнами, столами. Т.п. обеими руками, сторонами.
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ двое- десятеро СОЧЕТАЮТСЯ С: Сущ., обозначающими лиц мужского и общего рода: двое солдат, пятеро сыновей, трое сирот. Сущ., имеющими только форму мн. ч.: восьмеро суток, двое саней. Сущ., обозначающими детёнышей животных: семеро козлят, шестеро зайчат Сущ., обозначающими парные предметы: двое рукавиц, четверо сапог. С личными местоимениями : нас было пятеро
сущ. женского рода: четыре ученицы ( но не четверо учениц) с названиями животных три волка (но не трое волков) Никогда не включаются в составные числительные: Двадцать два дня ( но не двадцать двое суток)
Количественные и собирательные числительные в И.п. и В.п. управляют сущ. в Р.п.: двадцать(числ.) деревьев(р.п. сущ.), четверо (числ.) саней (р.п.сущ) Но! В косвенных падежах (кроме в.п.) числительное и существительное согласуются: двадцатью (т.п.) деревьями (т.п.), в четверых (п.п.) санях (п.п.)
Определение в количественно – именных словосочетаниях с числительными два, три, четыре ставится в следующих формах: Ж.р. - и.п., мн.ч. – три высокие пальмы М.р. – р.п., мн.ч. – два высоких парня С.р. – р.п., мн.ч. - четыре крайних окна Остальные формы количественных и собирательных числительных согласуются с сущ. в падеже.
Сочетание количественного числительного (в им.п. и вин.п.) с существительным (в род.п.) является одним членом предложения. Числительное в им.п. управляет существительными, в других падежах числительное зависит от существительного. Девять альпинистов разбили лагерь у подножия Казбека. Двух книг не досчитались в библиотеке. Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями, реже – сказуемыми. Второй дом от угла – музыкальная школа. Я первый, ты второй.
Два (большой) дома; три (жирный) пятна; две (огромный) тучи; три (новый) книги; четыре (чистый) окна; три (неразлучный) друга; два (интересный) фильма; три (новый) журнала.
Два больших дома; три жирных пятна; две огромные тучи; три новые книги; четыре чистых окна; три неразлучных друга; два интересных фильма; три новых журнала.
Итак… Учащиеся должны знать: Особенности употребления в речи числительных один, оба/обе, два, три, четыре; собирательных числительных. Учащиеся должны уметь: Правильно употреблять в речи имена числительные.
§41-44 ЧИТ., УПР.230 Составить задание по типу: 1 уровень - А 3 2 уровень – А 11 3 уровень – В1, В2
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… меня удивило…