«Государство возвращается в образование» В.В.Путин
Государственный образовательный стандарт – документ, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования обучающихся. В государственном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, региональный и школьный. Является качественной содержательной основой разнообразных учебных программ. Базовые понятия Стандарт – фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания образования, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов
Функции образовательного стандарта Принятие единого стандарта первого поколения было призвано остановить центробежные процессы. Новые функции стандарта второго поколения связаны с тем, что система образования получает иные приоритеты, перед ней встают другие задачи. Новыми функциями являются: формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования и др.
С другой стороны, стандарт будет задавать некие показатели эффективности деятельность системы образования на разных уровнях: от образовательного учреждения до муниципалитета, региона и федерального уровня. Предметная часть результатов проверяется индивидуальной аттестацией обучающегося, а личностная является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований. Отличие нового поколения стандартов: результаты разделили на относящиеся к конкретной личности, и те, которые касаются оценки системы образования в целом. С одной стороны, через стандарт задается система ориентиров для аттестации и выявления уровней подготовка конкретного обучаемого, подобно тому, как это делается в ходе ЕГЭ.
Стандарт как социальная норма, реализующая общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Государственный образовательный стандарт (первого поколения) Государственный образовательный стандарт (второго поколения) Базисный учебный план Обязательный минимум содержания образования Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к уровню подготовки выпускников Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ УМК
Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Он состоит из инвариантной и вариативной частей. В инвариантной части определены: максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения. В вариативной части базисного учебного плана, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность». Структура основных общеобразовательных программ
Основные общеобразовательные программы делятся на три группы: начального, основного и среднего (полного) общего образования. Это интегрированные документы. Каждый из этих документов состоит из нескольких частей: пояснительной записки; характеристики целей образования для данной ступени общего образования, базисного учебного (образовательного) плана; фундаментального ядра содержания; примерных программ по отдельным учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся, программы воспитания и социализации. Школы имеют право включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. Структура основных общеобразовательных программ
Одной из составляющих частей основных общеобразовательных программ является фундаментальное ядро общего образования. В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера. Структура основных общеобразовательных программ
Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, способствующие широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которыми овладевают школьники при изучении отдельных учебных предметов и всей их совокупности. Она имеет рекомендательный характер. Ознакомившись с ней, учитель сможет понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий (в программе они обозначены, структурированы). Этот документ важен и потому, что все понимают: данный процесс необходим, но желаемого результата получить пока не удается. Создан особый документ программа формирования универсальных учебных действий. Структура основных общеобразовательных программ
Следующий документ примерная программа воспитания и социализации учащихся Она разработана для начального и основного образования. Все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно- оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое, а также общественно полезная и проектная деятельность. Направления пересекаются и частично перекрывают друг друга. Все они сохранятся и в программе для старшей школы. Структура основных общеобразовательных программ
Результаты образования Личностные Метапредметные Предметные Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетенций выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями. Эти требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.
К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. К метапредметным (компетентностным) результатам относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.
Требования к результатам образования: не подлежащие формализованному итоговому контролю ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические, политические и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности подлежащие проверке и аттестации научные знания и представления; умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деят-ти; обобщенные способы деятельности; коммуникативные и информационные умения; умения оценивать; способность к контролю и самоконтролю; способность к творческому решению учебных и практич. задач.
Требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ
Личностно-ориентированное обучение – вид обучения, основанный на учете психологических и социально-психологических характеристик личности. Оценка результатов обучения – это оценка степени эффективности процесса обучения. Оценка результатов предполагает: 1) оценку процесса подготовки занятия; 2)оценку эффективности, т.е. уровня знаний, полученных слушателем в процессе занятий; 3) оценку трансфера, т.е. тех знаний, которые реально перенесены в практику. Диалоговое обучение – обучение, основывающееся на организации различных форм обмена информацией между обучаемыми, обучаемыми и обучающим. Профессиональные компетентности – это субъективный опыт личности, эффективно реализуемый с помощью интериоризованных компетентностей в различных условиях образовательного процесса, профессиональной деятельности. Именно условия (ситуация, время) задают специфику и направленность формирования, затем актуализации той или иной компетентности.
Компетентностный компонент. Понятие «компетентность» Competency (competence) определяется в словаре иностранных слов как конкретные, хорошо диагностируемые знания, умения, навыки и понимание/отношение, необходимые для эффективной профессиональной деятельности в выбранной области. Под профессионально - педагогической компетентностью понимается – система знаний, умений, навыков и оптимальных сочетаний методов оперирования с педагогическими объектами, необходимая для профессиональной деятельности учителя и позволяющая выделить данную компетентность как частный вид профессиональной компетентности Качество образования – это мера соответствия установленным нормам, требованиям. Интерактивное обучение – в переводе – научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии субъектов учебного процесса с целью освоения знания, действий. Инновация педагогическая – введение в практику образования новшеств, позволяющих более эффективно решать назревшие педагогические проблемы.