Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей-инвалидов
профессиональная компетентность, оказание помощи, нравственная ответственность, сотрудничество и автономность, креативность и инвариантность, соблюдение этики, педагогический оптимизм, культуросообразность Профессиональные принципы Профессиональные принципы педагога, работающего с детьми с ОВЗ педагога, работающего с детьми с ОВЗ
признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения; направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата; осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для детей с ОВЗ; понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат
милосердие эмпатия толерантность педагогический оптимизм высокий уровень самоконтроля и саморегуляции
умение наблюдать креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн воспитанника
Компетенция – общая способность и готовность использовать знания, умения и обобщенные способы действия, усвоенные в процессе обучения, в реальной действительности.
В качестве опорного можно принять определение, предложенное в европейском проекте TUNING: «...понятие компетенции включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВ НАЯ Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей-инвалидов
Дидактическая (готовность определять общие и конкретные задачи обучения, способность учитывать в учебно-воспитательном процессе психологические, возрастные, индивидуальные особенности обучающихся, а также особенности нарушения, готовность осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью обучающихся, давать адекватную оценку их деятельности)
Воспитательная (способность анализировать и давать психолого- педагогическую трактовку поведения, поступков, реакций воспитанников, готовность использовать адекватные возрастным, компенсаторным и психологическим возможностям способы, приемы воспитания, приобщать их к культуре)
Коммуникативная (уважение личности ребенка с ОВЗ, установление с ним доверительных отношений, предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих между воспитанниками, установление положительного контакта с родителями) Методическая (готовность к целеполаганию, проектированию, планированию, реализации и диагностике учебного процесса и грамотной корректировке результатов обучения, отбор и преобразование учебного, дидактического и методического материала)
Профессиональная компетентность педагога (профессионально- педагогическая компетентность) – это готовность педагога к осуществлению профессионально- педагогической деятельности, владение необходимыми для этого знаниями и опытом. 12
- Профессиональная - Информационная - Коммуникативная - Правовая Приложение к Приказу Минздравсоц развития РФ от 14 августа 2009 г. 593 «Об утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
Структура профессиональной компетентности педагога. Профессионально-педагогическая компетентность Теоретическая готовность к профессионально- педагогической деятельности Теоретическая готовность к профессионально- педагогической деятельности Практическая готовность к профессионально- педагогической деятельности Практическая готовность к профессионально- педагогической деятельности 14
Психолого-педагогические знания и педагогические умения в структуре профессиональной компетентности педагога. Для описания профессиональной компетентности педагога используются понятия психолого-педагогические знания и педагогические умения. Знания соотносятся с теоретической, а умения – с практической готовностью педагога. 15
1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины. 2. Методическая компетентность в области формирования ЗУН учащихся. 3. Социально-психологическая компетентность в области общения. 4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов способностей учащихся. 5. Ауто-психологическая компетентность в области достоинств и недостатков в собственной деятельности и личности.
Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
В соответствии с разработанным профессиональным стандартом квалификация педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей: 1. Компетентность в области личностных качеств. 2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности. 3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности. 4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. 5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. 6. Компетентность в организации педагогической деятельности.
Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности Компетентность в организации педагогической деятельности Компетентность в области личностных качеств Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности Компетентность в разработке программы педагогической деятельности и принятии Компетентность в обеспечении информационной основы пед. деятельности Компетентность в мотивировании учебной (воспитательной) деятельности Успешность педагогической деятельности
Владение средствами ИКТ и педагогическими технологиями ДО, а также другими современными образовательными технологиями методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися, осуществление оценочно- ценностной рефлексии. Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
- качество работы с информационно- образовательной средой ДО обеспечивающей эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям - формулировка учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами - квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно- методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
- использование автоматизированных рабочих мест преподавателя в образовательном процессе - регулярная самостоятельная познавательная деятельность - ведение дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, ЦОР в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
эффективные коммуникации в виртуальной образовательной среде, которые предполагают: - способность конструировать прямую и обратную связь, установление контакта с обучающимися, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе - умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
- умение убеждать, аргументировать свою позицию - владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи - публичное представление результатов своей работы - отбор адекватных форм и методов презентации Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
заключается в эффективном использовании в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов регламентирующих использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
включают традиционные требования к педагогу и специфических, связанных с ДО. Главная функция преподавателя ДО - управление процессами обучения, воспитания, развития. При виртуальном обучении он должен играть такие роли, как преподаватель, психолог, специалист в области ИКТ и др. Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
компетенции в области педагогики: педагогические технологии дистанционного обучения (методики и соответствующие им технологии); компетенции в области психологии: знание психологических особенностей общения в виртуальной среде, особенностей возрастных изменений восприятия виртуального общения, принципов дистанционного обучения детей, подростков, взрослых и т.д.; компетенции в области информационных технологий: свободное владение средствами общения в сети Интернет, стремление к изучению новых средств, сервисов сети, овладение постоянно совершенствующимся сетевым инструментарием. Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
Деятельность преподавателя ДО организационно можно разделить на 2 этапа: I. Разработка дистанционного курса II. Реализация дистанционного курса Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
Информационно-педагогические компетенции: компетенции методического проектирования собственно профессионального продукта (дистанционный урок, курс, электронный учебник и др.), способность разрабатывать стратегию своего дальнейшего профессионального развития в области ДО; компетенции разработки, создания, внедрения и применения учебно- методического комплекса (УМК) в образовательном дистанционном процессе, проектирование систем и средств сопровождения методической работы в учебном заведении; компетенции владения совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством при организации ДО, работой в команде; компетенции владения приемами создания различных видов педагогического контроля (проекты, рефераты, отчёты, веб-квесты, тесты и т.д.), проектирования системы оценки качества контрольных материалов, умения выбора программного обеспечения и технологий проведения контроля и др. Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
коммуникативные и коммуникационные компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования: компетенции в сфере владения педагогическими технологиями дистанционного обучения на практике (проведение виртуальных дискуссий, вебинаров, ролевых и деловых игр, круглых столов, проектной деятельности, ситуационного анализа и т.д.); компетенции в сфере образовательно-организационной деятельности, в том числе умение анализировать учебную ситуацию, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений дистанционных преподавателей и обучающихся, оценивать собственные профессиональные возможности, навыки самоорганизации; компетенции в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (овладение техническими средствами обучения, программным обеспечением, ориентирование в системах дистанционного обучения). Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
создание благоприятного психологического климата при проведении обучения; установление контактов между участниками процесса обучения; формирование эффективно работающих малых учебных групп при обучении в сотрудничестве; определение индивидуальных особенностей восприятия информации у обучаемых и стилей обучения для более эффективной организации учебного процесса; повышение мотивации обучения; проявление адекватности поведения самого преподавателя выбранной для ДО педагогической технологии. Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей- инвалидов
Проблемы целеполагания – начиная с о образа будущей образовательной практики как ориентира для развития специалиста, затем разработка тактических и операциональных задач с чёткими критериями. Проблемы собственного профессионального роста или вариант проектирования собственного развития. Проблема возможности активного выхода за пределы своей специальности, функционирования в социокультурной среде. Проблема развития педагогической рефлексии. Проблема развития проектно-исследовательских способностей субъекта образовательного процесса.
Татаринова Л.П. Центр дистанционного образования детей-инвалидов