Корепанова Л.Г. МАОУ «СОШ 105» Урок математики в 1 классе Тема: «Прибавление и вычитание числа 3» Цель: Создать условия для формирования у учащихся умения прибавлять и вычитать число 3. Задачи: 1. Учить выполнять сложение и вычитание вида +3, Развивать математическую речь и логическое мышление. 3. Развивать умение аргументированно обосновывать высказанное суждение. 4. Воспитывать интерес к математике, к умственной деятельности. Планируемые результаты. 1. Учащиеся научатся пользоваться приёмами прибавления и вычитания числа Научатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. 3. Учащиеся научатся оценивать себя, границы своего знания и незнания. 4. Научатся работать в паре и оценивать одноклассников. Деятельность учащихся. - моделирование действий сложение и вычитание с помощью геометрического материала; - чтение равенств, используя математическую терминологию; - выполнение сложения и вычитания вида +3, -3; - выделение задач из предложенных текстов; - объяснение действия, выбранного для решения задачи.
Самоопределение к деятельности. - Для чего мы проводим устный счёт? Актуализация знаний. Устный счёт. 1. Загадка. Её всегда в лесу найдёшь, пойдём гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. А к нам придёт под новый год ребята будут рады. Хлопот весёлых полон рот: готовят ей наряды. (Елка) ( На доске появляется рисунок ёлки.) 2. Работа с карточками. Дети показывают ответы. По 1 человеку выходят к доске и прикрепляют к ёлке шары с ответами. - Число, которое стоит между числами 7 и 9. (8) - Число, которое стоит после числа 4. (5) - Соседи числа 5. (4 и 6) - Число, которое на 1 больше 8. (9) - Число на 2 больше 1. (3) - Число, которое стоит между числами 1 и 3. (2) - Число на 1 меньше 8. (7) - 3 уменьшить на 2. (1) 1 человек у доски показывает и называет числа в порядке возрастания, другой в порядке убывания. Дети оценивают каждого ученика цветовыми сигнальными карточками. Итог. - Что повторили? - Для чего? Самооценка работы на устном счёте сигнальными карточками.
Постановка учебной задачи. На доске карточки-флажки с примерами - Сравните примеры (что общего и чем отличаются). - Разделите примеры на группы. (2 человека работают у доски, остальные дети проверяют и оценивают работу товарищей цветовыми сигнальными карточками.) - Прочитайте примеры каждого столбика по-разному. - Определите тему и цели урока. - Что должны знать для этого? (Состав числа 3). Повторение состава числа 3. Открытие новых знаний 2 человека «вешают» флажки с примерами на «верёвочку» нарисованную на доске. - Что получилось? (Гирлянда.) - Что такое гирлянда? (Это соединённые в виде цепочки предметы.) - Сколько флажков в нашей гирлянде? (6) 1. Работа с геометрическим материалом. Учащиеся выкладывают на партах столько квадратов, сколько на доске флажков. (На гирлянде 3 свободные ниточки) - Сколько флажков не хватает? (3)
Постановка проблемы. - Можно сразу повесить 3 флажка? - Как это можно сделать? (По частям) 3. Работа в парах. Повторить правила работы в парах. Каждый ученик в паре предлагает свой способ прибавления числа 3. Проверка у доски. 6+3, , 6+2+1, Для закрепления используется электронное приложение к учебнику М.И.Моро 1 класс. Вывод: - Как можно прибавить число 3? (По частям и целиком). Применение знаний. - Решите примеры разными способами (возвращаемся к гирлянде) Сколько всего флажков на гирлянде? (9) - Сколько прямоугольных? (6). Как узнали? (9-3). - Как можно вычесть число 3? (Способы обсуждают в парах). Проверка у доски. 9-3, , 9-2-1, Вывод: - Как можно вычесть число 3? Решите примеры разными способами (возвращаемся к гирлянде) 5. Физкультминутка. 6. Работа над задачей. - Из каких частей состоит задача? (На доске карточки: Условие. Вопрос. Решение. Ответ.) - Что такое условие, вопрос? - Зачем мы учимся решать задачи?
- На экране 3 текста. Прочитайте их и обсудите в парах, какой текст является задачей. Докажите своё мнение. Вася сделал 3 хлопушки. Коля сделал 2 хлопушки. Варя склеила 5 фонариков для ёлки. Юра склеил 3 фонарика. Сколько всего фонариков склеили дети? В коробке лежали ёлочные игрушки. Когда их вешали на ёлку, 3 игрушки разбилось. Сколько игрушек осталось?
Варя склеила 5 фонариков для ёлки. Юра склеил 3 фонарика. Сколько всего фонариков склеили дети?
Условие Варя склеила 5 фонариков для ёлки. Юра склеил 3 фонарика. Вопрос Сколько всего фонариков склеили дети?
Решение = 8 (ф.) Ответ: 8 фонариков.
- Назовите условие задачи. - Что показывают числа 5 и 3? - Назовите вопрос задачи. - Какое слово в вопросе помогает выбрать действие? - Запишите решение задачи. Проверка на экране. Условие. Варя склеила 5 фонариков для ёлки. Юра склеил 3 фонарика. Вопрос. Сколько всего фонариков склеили дети? Решение. 5+3=8 (ф.) Ответ: 8 фонариков. Самооценка. Итог: - Назовите части задачи. - Без чего не бывает задачи?
Итог урока. - Какая цель была поставлена на уроке? - Как можно прибавить 3? - Как вычесть 3? - Чему научились на уроке? Самооценка работы на уроке цветовыми сигнальными карточками. Цветовые сигнальные карточки - «светофоры»: - зелёный цвет - молодец! - жёлтый цвет - хорошо. - красный цвет - подумай, есть ошибка.
Физкультминутка. Для начала мы с тобой крутим только головой. (Вращения) Корпусом вращаем тоже это мы конечно можем. (Повороты влево, вправо). Напоследок потянулись, Вверх и в стороны прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны). Упражнения для глаз. От разминки покраснели (машем на лицо руками). И за парты снова сели Используемая литература. 1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.:«Просвещение» 2011 г. 2. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро и др. 1 класс. 3. Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. «Поурочные разработки по математике». К УМК М.И.Моро 1 класс. М.:Просвещение г. 4. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Учебник «Математика» 1 класс. М.: «Просвещение» 2011 г. 5. Н.В.Елкина «1000 загадок». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1999 г.