Профессиональный проект Гончаровой Татьяны Николаевны, учителя начальных классов Проблемно-диалогическое обучение как способ активизации учебной деятельности учащихся на уроках в начальных классах 1
Школьник нового типа – внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности, к другим людям, способный не только решить старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельные решения 2
Литература: 1. Веретенникова И.В. Диалог – одна из форм сотрудничества на уроке// Начальная школа. – Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, Статьи из журнала «Начальная школа плюс до и после». 6. Статьи из журнала «Начальная школа». 3
Общеучебные умения – самое главное, что остается после школы Организационные - умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Интеллектуальные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Оценочные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор Коммуникативные - умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми 4
Принципы проблемно-развивающего обучения: принцип проблемности принцип мотивации 5
Цель проекта реализация принципов проблемно- развивающего обучения посредством проблемно- диалогического обучения в начальной школе как одной из возможностей достижения нового качества образования. 6
Задачи проекта: изучение теоретического материала и практического опыта по технологии проблемно-диалогического обучения; обучение детей самостоятельно добывать знания (учить учиться); создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности; формирование у детей интереса к образованию; 7
Задачи проекта: создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика; создание ситуации комфортности на уроке; развитие личности ребенка; развитие речи учащихся; развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности. 8
Прогнозируемые результаты: Овладение учащимися общеучебными умениями и навыками, соответствующими возрастным и психологическим возможностям, как средством социализации личности ученика. Повышение общей информационной культуры учащихся. Создание на уроке таких условий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания (научить детей учиться). 9
Прогнозируемые результаты: Развитие мотивации к изучению предметов образовательной программы за счет расширения пространства учебного предмета, в том числе формирование ключевых компетенций. Активизирование познавательной деятельности каждого ребенка. 10
Обеспечение реализации проекта 1. Рабочая программа учителя. 2. УМК «Начальная школа ХХI века». 3. УМК «Школа России». 4. Таблицы, карты по предметам. 5. Индивидуальные карточки. 6. КИМы по программам и классам. 7. Возможно компьютерное обеспечение уроков. 11
Этапы работы над проектом: 1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами. 2. Этап реализации. 3. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми 12
Технология проблемно-диалогического обучения Урок объяснения нового материала Урок «открытия» знаний «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Древняя мудрость 13
Как изменить подход? Традиционная установка «накачка» ученика знаниями ученик – объект педагогического воздействия Качественное образование сегодня развитие умения учиться и формирование ОУУ, учебный материал – ориентировочная основа для организации деятельности ученик - полноправный субъект образовательного процесса 14
Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми» Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. Проблемно-диалогическое обучение– это не просто интеграция двух технологий, это новое качество. Кроме того, ПДО базируется на психологии творчества. 15
Основа проблемно- диалогического обучения ПДО Диалоговое обучение Психология творчества Проблемное обучение 16
Создание проблемной ситуации: учитель лично заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; ученик сам осознает противоречие и формулирует проблему; учитель диалогом побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать проблему. 17
Постановка учебной проблемы. Методы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом. 18
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Педагогические действия: 1) создания проблемной ситуации; цирк – цырк синицы – синици станция – станцыя цыган –циган 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждения к формулированию учебной проблемы; 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. 19
Ситуации на уроке при побуждающем диалоге: Ситуация успеха (эмоциональное удовлетворение) Ситуация «интеллектуального разрыва» (эмоциональное переживание всеобщего неуспеха) Формулирование учебной задачи вместе с учителем (признание дефицита своих способностей) 20
Подводящий диалог - это цепочка вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока; не требует создания проблемной ситуации. 21
Формы подводящего диалога Анализирующее коллективное наблюдение Фронтальная дискуссия 22
Мотивирующий прием - Сообщение темы урока учителем, вызывая интерес учащихся к ней ( прием «яркое пятно») 23
Средства обучения: Опорные сигналы ци ИСО Учебник Дополнительная литература Идеальные (ранее усвоенные знания и умения) 24
Формы работы Фронтальная 25
Формы работы Групповая 26 Парная
Формы работы СамостоятельнаяИндивидуальная 27
Преимущества проблемно- диалогического обучения: Проблемный диалог реализуется на любой ступени обучения (преемственность ступеней обучения) Проблемный диалог дает учителю широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности учащихся. 28
Преимущества проблемно- диалогического обучения: Обеспечивает более качественное усвоение знаний, приучает учащихся мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность. В работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. 29
Учебная деятельность Этапы построения 30 Что изучаю? Наблюдаю Применяю Проверяю Оцениваю Делаю вывод
Начальная школа. Организационные умения. Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно- диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения 5. Применение знаний учениками 31
Технология проблемно- диалогического обучения является: результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической. 32
Результативность одного выпуска обучения 33
Качество по предметам 34
Техника чтения 35
Изучение личности учащегося 36
Результаты рефлексии 37
Умение работать по алгоритму 38
Изучение уровня внимания 39
Развитие коммуникативных навыков 40
Обобщение опыта Открытый урок на городской конкурс 2008г. «Инновации в образовании» 41
Обобщение опыта ШМО учителей начальных классов 2009 г. Доклад по темеВопросы-ответы 42
Обобщение опыта Открытый урок по математике в 1 классе 2010 год Тип урока: Изучение нового материала. Тема: Симметрия. Ось симметрии. Цель: подвести учащихся к пониманию понятий симметрия, симметричные фигуры, ось симметрии. Отрывок: III. Изучение нового материала: 1) Подводящий диалог к теме и целям урока: - Мы с вами познакомились с понятием «симметрия» как отображением в зеркале. - Как вы думаете, что сегодня мы можем узнать нового? - Видели ли вы фигуры расположенные очень похоже на плоскости? А знаете ли как они называются? - А в жизни нам нужны знания по этой теме? А где они могут пригодиться? 43
Обобщение опыта Открытый урок на конкурс «Учитель года» 2010г. Урок русского языкаСамоанализ урока 44
Спасибо за внимание! 45