ПСИХОДИДАКТИКА или педагогическая физиология как ресурс качества образования Наталья Львовна Галеева, профессор кафедры УОС МПГУ, канд. биол. наук, доцент galeeva-n.ucoz.ru
Галеева Наталья Львовна, профессор кафедры управления развитием школы МПГУ, доцент, канд. биол. наук, «Учитель Года г. Москвы -2003», Почетный работник среднего общего образования galeeva-n.ucoz.ru ПСИХОДИДАКТИКА или педагогическая физиология как ресурс качества образования
Понятие «психодидактика» оформляется в науке с 60-х годов прошлого столетия. Психодидактика – полидисциплинарная область научного знания, интегрирующая психологические, дидактические, методические знания, используемые в реальной практике развивающего образования, с целью личностно-ценностной направленности образовательного процесса. 29–30 января 2007 г. в Институте возрастной физиологии РАО состоялась первая Всероссийская конференция по педагогической физиологии.
Проблемное поле классической дидактики: Зачем учить? Чему учить? Как учить?» «Кого учить?» «Кому учить?» «Кому учить?» «Где учить?». «Где учить?».
Психодидактический алгоритм построения (проектирования и экспертизы) развивающих образовательных систем» кого обучать и воспитывать? зачем обучать и воспитывать? чему обучать? как обучать и воспитывать? где обучать и воспитывать? кому обучать и воспитывать?
Разные формы учебной работы, требующие от ученика использования разных учебно- познавательных «инструментов» Разные ученики, каждый – со своим стилем учебно- познава- тельной деятель- ности деятель- ности
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА ( ТМИ ) Говарда Гарднера 1. Интеллект нельзя измерить в лабораторных условиях тестами 2. Категорически нельзя объяснять на основе тестов расовые, национальные и религиозные различия. З. Интеллект МНОЖЕСТВЕНЕН. 4.Интеллект ДИНАМИЧЕН.
Интеллект (по Гарднеру ) это неординарная способность к: - нестандартному решению проблем; - генерированию новых проблем и идей; - созданию продукта или оказанию услуг, которые обладают ценностью В ДАННОЙ КУЛЬТУРЕ
1. Вербально-лингвистический 2. Логико-математический 3.Визуально-пространственный 4. Моторно- двигательный 5. Музыкально – ритмический 6. Межличностной 7. Внутриличностной Тип (направление развития) интеллекта
За что отвечает : Способность к самоанализу на уровне чувств, эмоций; развитая интуиция; анализ реальности, активная рефлексия; СИСТЕМНОЕ восприятие объектов и явлений; Способность к МЕТАПОЗНАНИЮ Научное мышление, индуктивные и дедуктивные умозаключения, логическое мышление, оперирование абстрактными символами, числами, раскрытие закономерностей, причинно - следственных связей, соотношения частей и целого Творческое выражение эмоций, силы, красоты, с использованием пластики мышц и тела в целом; любые материализованные действия, в которых участвуют руки Способность к распознаванию и использованию голоса и ритма, чувство звука и тональности, развитие музыкального слуха Логико-математический Моторно- двигательный Музыкально – ритмический Внутриличностной
Развитие коммуникативных способностей, умение работать в команде, общаться с аудиторией, способность к ЭМПАТИИ (сопереживанию) За развитие устной и письменной речи, грамотность, поэтический дар, сочинительство и… ЮМОР Образное мышление, творческое воображение Вербально-лингвистический Визуально-пространственный Межличностной
Чем развивается 1.Заданиями на смекалку, занимательными задачами, логическими играми и головоломками; софизмами и парадоксами 2.Рисованием, лепкой, моделированием в пространстве; заданиями на активное воображение; мысленными экспериментами; использованием наглядных средств 3.Пением, музицированием, разучиванием ритмических памяток; природными звуками 4.Работой в команде, взаимообучением, созданием ситуаций взаимопомощи 5.Ролевыми играми, драматизацией, танцами, физкультурой, спортом; развитием любых языков тела; развитием моторики рук трудовыми навыками 6.Все приемы развития навыков саморегуляции, самоконтроля, самооценки; целенаправленное развитие навыков системного мышления; развитием интуиции 7.Любой работой с устным и письменным текстом, сочинениями
Динамическая модель множественности интеллекта
В-Пр Меж Л-М Вер-Л М-Дв Муз-Рит Внутр Л-М Вер-Л В-Пр М-Дв Муз-Рит Меж Внутр
«МОГУ»
двух полушарий, 1.У человека мозг в норме состоит из двух полушарий, соединенных специальной структурой, называемой «мозолистым телом». работают по очереди 2. Эти полушария работают по очереди, не одновременно, работа одного полушария подавляет действие другого. «специализируется» 3. Каждое полушарие «специализируется» на определенных видах деятельности. 4. У каждого человека есть наследственные отличия, включаться из-за которых одно из полушарий может включаться на доли секунды раньше другого на доли секунды раньше другого, определяя первую реакцию на анализируемый сигнал.
раньше включается левое полушарие 5. Если раньше включается левое полушарие, и, следовательно, подавляется работа правого полушария, человек реагирует на пришедшую информацию аналитик, разбирая эту информацию как аналитик, разбирая эту информацию на составные части. сначала включается правое полушарие 6. Если сначала включается правое полушарие, подавляется работа левого полушария, и человек интуитивно, испытывает ощущения, оцениваемые интуитивно, без осознанного анализа без осознанного анализа. 7. Левое полушарие помнит слова, формулы, символы, правое - образы и чувства. Проводником 8. Проводником сигналов – запросов от одного полушария к другому мозолистое тело является мозолистое тело.
Способность Способность человека «включать» и «действовать» каждым из полушарий, определяется генетически несомненно, определяется генетически, но, как практически каждый наследственный признак, эта способность наследуется как диапазон возможностей как диапазон возможностей. Ширина этого диапазона зависит от наследственности, но какова будет реализация на практике этого признака, зависит зависит в данном случае от тренировки деятельности каждого из мозговых полушарий
Правое полушарие«содержит» целостный образ мира Правое полушарие как бы «содержит» целостный образ мира, не названный словами, левое полушариеназвать мир а левое полушарие позволяет нам назвать мир, по отдельным частям но только по отдельным частям. «правополушарного» мышления Специфика «правополушарного» мышления может быть описана целостному как готовность к целостному схватыванию, к одномоментному восприятию многих предметов и явлений мира в целом. «левополушарным» мышлением С «левополушарным» мышлением связана, по мнению подавляющего большинство исследователей, последовательному, дихотомическому, способность к последовательному, дихотомическому, ступенчатому познанию ступенчатому познанию.
мыслеобраз (ПР) при переводе в слова (ЛЕВ) обязательно теряет что-то, как в любом случае перевода с одного языка на другой.
Мотивационный этап Гештальт (образы) Контекст Связь информации с реальностью, практикой Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм Детали Технологии Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке Завоевание авторитета Престижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности Глубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании Прав Лев
Целостное Внимательны к интонациям Предпочитают ощущения, кинестетический канал восприятия Есть визуалы Дискретное Смысловая сторона речи аудиалы, визуалы Операциональный этап Прав Лев Быстрая Иногда – мгновенная Последовательная Медленная Наглядно-образная Смысловая Словесно-логическая Часто – «механическая»
Мышление Деятельность Оперирование образами Систематизация по реальным критериям Легко оперирует трехмерными моделями Ставит «мысленные эксперименты» Оперирование цифрами, знаками Систематизация по формальным критериям Двумерное ( на плоскости) Приверженность к практике: интересует сам процесс Задания с точным сроком выполнения Приверженность теории: интересует результат Задания с неограниченным сроком выполнения прав лев
Из чего состоит Как живет Какие бывают Как изучать Зачем изучать прак TV
Этап диагностики и коррекции знаний Характерные ошибки Не всегда контролируют правильность речи Допускают смысловые пропуски Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут часто со строчной буквы Высокий самоконтроль правильности речи Замена одних согласных другими Падежные окончания Написание лишних букв Пропуск мягкого знака Безударная гласная в корне Методы проверки Устный опрос Вопросы «развернутого» типа Решение задач Выбор готового варианта ответа из нескольких лев прав
Память как ресурс учебного успеха ученика. Запоминание Непроизвольное – «хочу запомнить» Произвольное- «надо запомнить» Механическое запоминание: Осмысленное запоминание: Практически не доступно ученикам с ярко выраженным доминированием правого полушария
Условия успешного запоминания. 1.Установка на запоминание. 2.Активность и максимальная самостоятельность моей собственной деятельности при изучении нового материала. 3. Смысловая группировка материала (опорные конспекты, схемы, интеллект-карты, системы понятий). 4. Учет моих особенностей восприятия и переработки материала при запоминании. 5. Обучаться мнемоническим техникам.
Внимание как ресурс учебного успеха ученика. Непроизвольное внимание Произвольное внимание, вызванное усилием воли Послепроизвольное внимание
Объем внимания Объем внимания – то количество объектов, которые человек может охватить вниманием с одинаковой ясностью ( у детей обычно 1- 2; у подростков 2-3, у юношей 4-5). Распределение внимания Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при наблюдении за ними или выполнении действий с ними (слушать – смотреть, писать – анализировать услышанное и др.) Концентрация внимания – Концентрация внимания – сила сосредоточения на деятельности. Измеряется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь. Если любой шепот отвлекает – концентрация низкая. Устойчивость внимания Устойчивость внимания – время, в течение которого сохраняется концентрированное внимание. Наиболее устойчиво послепроизвольное внимание.
Переключение внимания Переключение внимания – способность легко и быстро перейти от одного вида деятельности к другому, изменить цели деятельности. Флегматики Флегматики переключаются медленнее; Меланхолики Меланхолики теряются; Холерики Холерики готовы переключиться, при этом готовы бросить незаконченную работу; сангвиники. Успешнее всех переключаются сангвиники. Ярко проявляются индивидуальные особенности темперамента:
Прочитать текст и найти слова с буквой «о» на конце Собрать из частей слов на карточках целые слова (виз) (виз, ауд, кин) Прочитать текст и найти слова с безударными гласными в корне слова (виз, ауд) Слушая список животных, обозначать хлопком в ладоши только беспозвоночных (ауд) Определить, какой арбуз спелый (виз, кин,ауд). Подобрать ткань для пошива костюма к выпускному вечеру (виз,кин). Выбрать сыр для покупки(виз,кин). Подсчитать в уме сдачу при оплате нескольких покупок одной купюрой (виз,ауд). Определить в разговоре, не обманывает ли тебя собеседник (виз, ауд, кин)
В какой модальности чаще всего приходится работать учащимся на уроках разных предметов
В лесу я вижу ёлочку, Гляжу – она стоит. Смотрю и вижу – стройная, зеленая блестит. Метель глядит на ёлочку, очерченную ясно. Мороз увидел ёлочку – на вид она прекрасна. В широкой перспективе обрисовалась ель, Мелькнула тень лесничего – остался серый пень… И вот она нарядная блистает на балу, а дети в ярких шапочках играют на снегу.
В лесу мы слышим песенку – То ёлочка поёт. Зимой и летом, звонкая, со скрипом ель растет. Метель её пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай». Мороз играл на дудочке: «Ты, слышь, не замерзай». Вокруг неё веселую мы песенку поем, звенит она игрушками – так шумно мы живем.
В лесу я чую елочку, растет - на ощупь – ель. Зимой и летом чувствую, что есть у ёлки цель. Метель, погладив ёлочку, укутала снежком. Мороз об ёлку стукнулся – умчался кувырком. Тяжелою походкою прошел в лесу лесник. Взмахнул лесник топориком – и лес в мгновенье сник. И вот она пушистая на праздник к нам пришла и массу теплой радости детишкам принесла.