КОНЦЕПЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ проекта федерального закона «О государственно-частном партнерстве в сфере военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны» 2013
СОДЕРЖАНИЕ Актуальность закона 3-4 Цели и задачи закона5-6 Структуры закона7 Основные понятия 8-10 Законодательная база11 Принципы закона12 Обязательства сторон13-14 Основные формы партнерства Объекты соглашения 17 Стороны соглашения 18 Гарантии прав и интересов 19 Конкурсный отбор 20 Без конкурсных процедур 21 Координирующий гос.орган 22 Изменение в законодательство
Актуальность законодательного регулирования сферы Согласно бюллетеню Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute - SIPRI) "Тенденции в мировых военных расходах в 2012 году" (Trends in world military expenditure) размер расходов на оборону Российской Федерации в 2012 году составил 90,9 миллиардов долларов США, что меньше размера расходов США и КНР (682 и 166 млрд. долларов соответственно), но больше расходов таких стран, как: Великобритания – 60,8 млрд. долларов, Японии – 59,3 миллиарда. долларов, Франции – 58,9 миллиардов. долларов. Однако Российская Федерация является абсолютным лидером по росту военных расходов по сравнению с прошлым годом, он составил – 16% (ближайший показатель – Саудовская Аравия, 12%). При этом, согласно бюджету предусматривается понижение размеров расходов на национальную оборону в следующем размере: на 2013 год расходов предусмотрено 1 триллион 7,4 млрд. рублей, на 2014 год – 1 триллион 25,4 млрд. рублей, на 2015 год – 1 триллион 66,8 млрд. рублей. В этой связи должны быть предприняты меры достижения намеченных целей качественного перевооружения Вооруженных сил Российской Федерации при соответствующего планируемом сокращении расходов на национальную оборону. В Бюджетном кодексе Российской Федерации закрепляется принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, под которыми понимается обязанность участников бюджетного процесса исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (статья 34). Исходя из этого принципа, важной является задача привлечения частных инвестиций в сферу производства, модернизации, технического обслуживания и утилизации вооружения, военной и специальной техники, и в первую очередь, используя механизмы государственно- частного партнерства. 3
Актуальность законодательного регулирования сферы 4 К механизмам государственно-частного партнерства относится реализация проектов на основании соглашения и (или) участия в уставном капитале хозяйственного общества, при котором государственный и частный партнер принимают на себя комбинацию таких обязательств, как проектирование, создание/модернизация, управление и финансирование соответствующего объекта соглашения. В настоящее время законодательство о государственно- частном партнерстве имеет фрагментарный характер и состоит из разрозненных федеральных законов. При этом ряд федеральных законодательных актов, таких как: закон «О защите конкуренции», закон «О государственном оборонном заказе», закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», препятствуют применению механизмов государственно-частного партнерства в ОПК, ограничивая взаимодействие государства и бизнеса в вопросах военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны двумя возможными формами: государственными заказом и приватизацией. Применение различных механизмов государственно-частного партнерства в военно-промышленном комплексе позволит: - повысить качество производимого вооружения, военной и специальной техники, за счет привлечения передовых компетенций и технологий частных инвесторов; - привлечь гражданские технологии для производства качественно новых образцов вооружения, военной и специальной техники; - сократить зависимость оборонно-промышленного комплекса России от поставки ресурсов и комплектующих из других стран; - сократить бюджетную нагрузку и риски, связанные с зависимостью расходов на производство образцов вооружения, военной и специальной техники от бюджетных доходов (цены на нефть); - повысить эффективность бюджетных инвестиций в оборонно- промышленный комплекс. Для развития механизмов государственно-частного партнерства при военно- техническом обеспечении обороны и безопасности страны необходимо в первую очередь сформировать законодательную базу, которая создала бы организационные и правовые условия для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства, а также обеспечила соблюдение прав и законных интересов государства и частных инвесторов при реализации совместных проектов в оборонно-промышленном комплексе.
Цель закона привлечение в сферу военно-технического обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации кадров, инновационных технологий, инвестиций и опыта управления производственными процессами, накопленного организациями, основанными на частной форме собственности, для совместного решения задач: обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности использования средств федерального бюджета и активов организаций оборонно-промышленного комплекса, совместной разработки и реализации инновационных проектов, совершенствования управления и комплексного развития научно-промышленного комплекса военного и гражданского сектора, материального обеспечения предприятий оборонно- промышленного комплекса, обеспечения эффективности использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, для целей развития оборонно- промышленного комплекса. Задачи закона регламентировать процесс передачи прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках государственно-частного партнерства при военно- техническом обеспечении обороны и безопасности страны, с соблюдением баланса интересов публичного и частного партнера определить основные принципы государственно- частного партнерства при военно-техническом обеспечении обороны и безопасности страны, а также виды и условия соглашений, которые могут заключаться в рамках такого партнерства Цели и задачи проекта федерального закона 5
Цели и задачи проекта федерального закона Задачи закона определить особенности создания и осуществления деятельности хозяйственных обществ оборонно- промышленного комплекса с совместным участием государственного и частного партнеров, созданных в рамках государственно-частного партнерства законодательно закрепить возможность публичного партнера брать на себя долгосрочные обязательства и гарантии перед частным партнером в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в целях военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны определить особенности конкурсного отбора частного партнера для заключения соглашения о государственно-частном партнерстве в целях военно- технического обеспечения обороны страны определить условия и порядок раскрытия информации об объемах, параметрах и номенклатуре государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения с указанием возможности участия в их реализации предприятий частных форм собственности, с соблюдением требований законодательства о государственной тайне определить условия и требования к осуществлению контроля за реализацией проектов государственно- частного партнерства при военно-техническом обеспечении обороны и безопасности страны законодательно закрепить возможность создания специализированного института (центра) развития государственно-частного партнерства в сфере военно- технического обеспечения обороны страны 6
Структура проекта федерального закона Статья 1 Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона Статья 2 Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 3 Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве при военно-техническом обеспечении обороны и безопасности страны Статья 4 Принципы государственно-частного партнерства в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны Статья 5 Предмет соглашения о государственно-частном партнерстве Статья 6 Объекты соглашений о государственно-частном партнерстве Статья 7 Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве Статья 8 Подготовка решения о заключении соглашения о государственно-частном партнерстве Статья 9 Общие положения и принципы проведения конкурса на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве Статья 10 Условия соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны Статья 11 Предоставление частному партнеру и использование им земельного участка, лесного участка, водного объекта, участка недр Статья 12 Государственные и муниципальные гарантии Статья 13 Изменение и расторжение соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны, досудебный порядок разрешения споров Статья 14 Гарантии прав и законных интересов частного партнера Статья 15 Осуществление координации деятельности государственных органов в проектах государственно-частного партнерства в военно-промышленном комплексе Статья 16 Осуществление контроля за исполнением соглашения о государственно-частном партнерстве Статья 17 Внедрение и порядок передачи прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках государственно-частного партнерства Статья 18 Заключительные и переходные положения 7
Основные понятия проекта федерального закона Сфера военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны совокупность научно-исследовательских, испытательных и производственных предприятий, осуществляющих материальное снабжение производства, а также ведущих непосредственную разработку, производство, модернизацию и поставку на вооружение военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов, а также иного оборудования и техники в интересах обеспечения национальной безопасности Государственно-частное партнерство в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны отношения публичного и частного партнеров связанные с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о государственно-частном партнерстве или созданием и функционированием предприятий с совместным участием государственного и частного партнеров в сфере военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны Соглашение о государственно- частном партнерстве в военно-промышленном комплексе договор, заключаемый между частным и публичным партнером, в отношении объекта государственно-частного партнерства, на срок более трех лет на принципах разделения рисков, взаимного имущественного участия и ответственности, с целью снабжения производства и/ или разработки и/или производства и/или модернизации и/или поставки, а также технического обслуживания и/или эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов, а также иного оборудования в интересах обеспечения национальной безопасности Предприятия государственно- частного партнерства в сфере военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны Специализированные предприятия созданные на принципах государственно-частного партнерства, в целях снабжения производства и/ или непосредственной разработки и/или производства и/или модернизации и/или поставки, а также технического обслуживания и/или эксплуатации вооружения, военной и специальной техники, амуниции, боеприпасов, а также иного оборудования в интересах обеспечения национальной безопасности Объект соглашения имущество, в том числе недвижимое и (или) движимое имущество, включая акции, доли участия в уставном капитале, права на объекты интеллектуальной собственности, иные имущественные права, в отношении которых заключается соглашение о государственно-частном партнерстве в целях военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны 8
Основные понятия проекта федерального закона Публичный партнер являющиеся стороной соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны: а) государство, муниципальное или иное публичное образование в лице органа власти, уполномоченного в соответствии с его компетенцией заключать соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны; б) организация, осуществляющая деятельность в сфере военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны, более пятидесяти процентов уставного капитала или имущество которой принадлежит публично-правовому образованию; в) организация, наделенная полномочиями в силу закона или иного правового акта заключать соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны; г) иная организация, если субъекты, указанные в подпунктах а-в настоящего пункта (или несколько таких субъектов совместно) в силу преобладающего участия в ее уставном капитале, либо в соответствии с заключенным с ней договором, либо в виду назначения ее единоличных органов или более половины членов ее коллегиальных органов, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой организацией Частный партнер юридическое лицо (за исключением юридических лиц относящихся по определению к публичным партнерам) Финансирующая организация юридическое лицо, а также объединение юридических лиц, действующее без образования юридического лица, предоставляющее денежные средства на условиях возвратности, срочности и платности для целей финансирования соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны Прямое соглашение договор между публичным партнером, одной или более финансирующими организациями, частным партнером, определяющий условия их взаимодействия в течение срока реализации проекта государственно-частного партнерства в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны 9
Основные понятия проекта федерального закона Модернизация мероприятия по переустройству объекта соглашения на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным и экономически эффективным Эксплуатация использование объекта соглашения о государственно-частном партнерстве частным партнером в соответствии с назначением объекта соглашения, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных соглашением о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны Техническое обслуживание поддержание объекта соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации состоянии в соответствии с его назначением Техническая реализуемость проекта государственно- частного партнерства оценка возможности выполнения проекта государственно-частного партнерства в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны за счет технических средств, технологий и ресурсов, которые планируется привлечь для его выполнения Финансовая приемлемость проекта государственно- частного партнерства оценка возможности и целесообразности публичного партнера выполнить все свои обязательства по проекту соглашению о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны Доверительное управление акциями (долями участия в уставном капитале) осуществление в качестве доверительного управляющего частным партнером на основании заключенного на определенный срок договора доверительного управления акциями (долями участия в уставном капитале) хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность в военно-промышленном комплексе, находящимися в собственности публичного партнера (учредителя управления), в интересах публичного партнера (учредителя управления) или указанного им лица (выгодоприобретателя). 10
1. Конституция Российской Федерации 2. Гражданский кодекс Российской Федерации 3. Бюджетный кодекс Российской Федерации 4. Земельный кодекс Российской Федерации 3. Федеральный закон «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» (проект , рассмотрен и одобрен в СФ ГД в первом чтении) 4. Федеральный закон «О защите конкуренции» 5. Федеральный закон «Об обороне» 6. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» 7. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 8. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» 9. Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Законодательство в области государственно-частного партнерства 11
Принципы государственно-частного партнерства Государственно-частное партнерство в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации основывается на принципах: 1) равноправного характера взаимоотношений сторон соглашения о государственно-частном партнерстве 2) достижения целей государственно-частного партнерства в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, с учетом интересов частного и публичного партнеров 3) добросовестного исполнения сторонами обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве 4) справедливого распределения рисков и обязательств между сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве 5) свободы заключения соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с положениями действующего законодательства 6) применения конкурсных процедур при заключении соглашений о государственно-частном партнерстве, за исключением случаев, предусмотренных законодательством 7) открытости и прозрачности отношений между публичным партнером и частным партнером, с учетом необходимости защиты государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны 12
Обязательства публичного партнера в рамках соглашения предоставить частному партнеру имущество, включая акции (доли участия в уставном капитале), предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением о государственно- частном партнерстве, в собственность или владение и пользование; предоставить право использования объектов интеллектуальной собственности (исключительные и (или) неисключительные права), необходимых для исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве принять в собственность объект соглашения от частного партнера предоставить частному партнеру средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях оплаты товаров, работ, услуг или иной осуществляемой частным партнером деятельности в соответствии с условиями соглашения предоставить государственную поддержку в соответствии федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами частному партнеру в соответствии с условиями соглашения предоставить льготы и преимущества частным партнерам, являющимся сторонами соглашения, в рамках гарантий и обязательств данных в соглашении о государственно-частном партнерстве 13
Обязательства частного партнера в рамках соглашения полное или частичное финансирование создания или модернизации объекта соглашения, в том числе посредством передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности (исключительные и (или) неисключительные права); а также одно или более из следующих обязательств: разработка (проектирование) объекта соглашения создание (строительство) и ввод в эксплуатацию объекта соглашения реконструкция / модернизация объекта соглашения поставка товаров (материалов и/или комплектующих), выполнение работ (оказание услуг) с использованием объекта соглашения управление объектом соглашения эксплуатация и/или техническое обслуживание объекта соглашения 14
Основные формы участия частного партнера в соглашениях Если объект соглашения предприятие или имущественный комплекс (в первую очередь здания, строения, сооружения): 1) частный партнер осуществляет строительство (реконструкцию) объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать публичному партнеру, и осуществляет эксплуатацию объекта соглашения в течение определенного срока 2) частный партнер осуществляет строительство (реконструкцию) объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать частному партнеру, и осуществляет эксплуатацию объекта соглашения в течение определенного срока 3) частный партнер осуществляет строительство (реконструкцию) объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать частному партнеру, при этом объект соглашения передается в аренду или аренду с правом выкупа публичному партнеру либо иному указанному в соглашении о государственно- частном партнерстве лицу 4) частный партнер осуществляет строительство (реконструкцию) объекта соглашения, право собственности на который будет принадлежать частному партнеру, и осуществляет эксплуатацию объекта соглашения в течение определенного срока, по истечении которого объект соглашения передается в собственность публичного партнера 15
Основные формы участия частного партнера в соглашениях Если объект соглашения движимое имущество (вооружение, военная или специальная техника): 5) частный партнер осуществляет доработку, внедрение результатов интеллектуальной деятельности, переданных ему публичным партнером на основании лицензионного соглашения, с распределением результатов выполненных работ, созданного имущества, созданных в ходе реализации соглашения прав на результаты интеллектуальной деятельности между частным и публичным партнером в соответствии с условиями соглашения о государственно-частном партнерстве 6) частный партнер осуществляет посредством переданного ему по соглашению имущества, а также имущественных прав, полный либо частичный цикл работ от разработки результатов интеллектуальной деятельности до внедрения их в промышленное производство, с распределением результатов выполненных работ, созданного имущества, продуктов промышленного производства, а также созданных результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с условиями соглашения о государственно-частном партнерстве Если объект соглашения акции или доля в уставном капитале: 7) частный партнер выступает в качестве доверительного управляющего акциями (долями в уставном капитале) хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны 8) частный партнер выступает соучредителем организации, которая будет осуществлять деятельность в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны 16
Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве В качестве объектов соглашений могут выступать недвижимое и движимое имущество, права на объекты интеллектуальной собственности, иные имущественные права, предназначенные для военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны, в том числе: 1) объекты военной инфраструктуры, вооружения и военной техники 2) системы связи и управления войсками, вооружением и военной техникой 3) инженерно-технические сооружения, оборудование для боевого применения вооружения и военной техники 4) объекты, предназначенные для производства, размещения, модернизации, ремонта, эксплуатации и боевого применения и (или) уничтожения (утилизации) вооружения и военной техники, а также обеспечения функционирования этих объектов, а также их специальное оборудование 5) недвижимое и связанное с ним движимое имущество предприятий осуществляющих добычу, переработку и поставку материалов и комплектующих для предприятий оборонно-промышленного комплекса 6) специальное программно-математическое обеспечение систем автоматизированного управления войсками, оружием и военной техникой, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ военного назначения 7) военное и санитарное имущество, в том числе учебно-тренировочные и ремонтно-эксплуатационные средства и оборудование для учебных полей, классов, полигонов, аэродромов, танкодромов и прочее, средства гражданской обороны, специальное оборудование и технологическая оснастка оборонных предприятий и войсковых ремонтных органов, средства метрологического обеспечения 8) иные виды объектов сферы военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны, а также акции и доли в уставном капитале организаций сферы военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны 17
Стороны соглашения о государственно-частном партнерстве Со стороны публичного партнера: 1) государство, муниципальное или иное публичное образование в лице органа власти; 2) организация, осуществляющая деятельность в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны, более пятидесяти процентов уставного капитала или имущество которой принадлежит публично-правовому образованию (предприятия ОПК с долей государства более 50%) (данная норма противоречит проекту федерального закона «Об основах государственно- частного партнерства в Российской Федерации», в котором установлено - 100% ) 3) организация, наделенная полномочиями в силу закона или иного правового акта заключать соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны (также противоречит проекту федерального закона «Об основах государственно- частного партнерства в Российской Федерации) Со стороны частного партнера: юридическое лицо (за исключением юридических лиц относящихся по определению к публичным партнерам, в том числе предприятия ОПК в уставном капитале которых менее 50% принадлежит государству) Третья сторона: 1) Финансирующие организации - юридическое лицо, а также объединение юридических лиц, действующее без образования юридического лица, предоставляющее денежные средства на условиях возвратности, срочности и платности для целей финансирования соглашения о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны 2) Институты развития государственно-частного партнерства в сфере военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны – некоммерческие организации, созданные с целью оказания информационного, консультационного, методического и иного допустимого содействия уполномоченным органам власти, иным организациям и физическим лицам в государственно-частного партнерства в данной сфере в целом или по отраслям 18
Гарантия прав и интересов частного партнера 1) В случае если в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение частного партнера таким образом, что он лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения, стороны соглашения о государственно-частном партнерстве изменяют условия соглашения в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением о государственно-частном партнерстве. 2) В случае если в течение срока действия соглашения о государственно-частном партнерстве, в соответствии с которым частный партнер предоставляет потребителям товары, работы, услуги по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам), регулируемые цены (тарифы), надбавки к ценам (тарифам) устанавливаются с применением долгосрочных параметров регулирования деятельности частного партнера, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным соглашением о государственно-частном партнерстве, условия этого соглашения о государственно-частном партнерстве должны быть изменены по требованию частного партнера в части обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовавших на день подписания соглашения о государственно- частном партнерстве. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением о государственно-частном партнерстве; 3) Частный партнер имеет право на возмещение убытков в размере реального ущерба и упущенной выгоды, в том числе недополученного дохода, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации 19
Конкурсный отбор: основные положения и принципы Основные положения: 1) Соглашение о государственно-частном партнерстве заключается по итогам конкурса 2) Конкурсы на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация, проводятся в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации 3) В случае если реализация соглашения о государственно-частном партнерстве требует использование информации, содержащей государственную тайну, конкурсная документация может содержать требования о наличии допуска участников конкурса и их сотрудников, привлеченных к реализации проекта, к сведениям соответствующей степени секретности 4) Допускается заключение соглашения о государственно-частном партнерстве без проведения конкурса с единственным заявителем, чья заявка была признана единственной заявкой, соответствующей требованиям предварительного отбора, и предложение, представленное таким единственным заявителем в установленном конкурсной документацией порядке, было признано соответствующим требованиям конкурсной документации Основные принципы: принцип открытости и прозрачности процедуры заключения соглашения о государственно-частном партнерстве равное недискриминационное отношение к участникам конкурсных процедур, в соответствии с которым порядок взаимодействия с участниками конкурсных процедур, порядок отбора заявителей и порядок оценки конкурсных предложений должны являться одинаковыми и в равной степени применимыми ко всем участникам конкурсных процедур равный доступ участников конкурсных процедур к информации полнота и достаточность критериев предварительного отбора участников, конкурсных критериев, иных оснований отбора участников и их предложений 20
Заключение соглашения без конкурсных процедур Соглашение о государственно-частном партнерстве в сфере военно- технического обеспечения обороны и безопасности может быть заключено без проведения конкурсных процедур в следующих случаях: 1) если предметом и/или целью такого соглашения будет поставка, ремонт или модернизация оборудования, и/или разработка или совершенствование программного обеспечения, лицом, уже являющимся исполнителем по аналогичному соглашению, если замена исполнителя по соглашению с таким предметом повлечет необоснованные расходы публичного партнера, или несовместимость используемого публичным партнером оборудования 2) если предметом и/или целью соглашения о государственно-частном партнерстве будет выполнение работ и/или оказание услуг лицом, уже являющимся исполнителем по договору, государственному контракту, соглашению, и если предметом нового соглашения о государственно частном партнерстве являются работы и/или услуги, являющиеся дополнительными по отношению к предмету первоначального договора, государственного контракта, соглашения, и их выполнение не может быть отделено без ущерба для публичного партнера 3) если предметом или целью соглашения о государственно-частном партнерстве будет поставка товаров, выполнение работ и/или оказание услуг, который по техническим причинам или причинам, связанным с защитой интеллектуальных прав, может быть заключен только с одним контрагентом 21
Координирующий гос.орган государственно-частного партнерства в сфере ОПК В целях формирования последовательной политики государства Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию деятельности органов государственной и муниципальной власти в данной сфере, который имеет следующие функции: 1) производит регулярный мониторинг потребностей в частных инвестициях в оборонно-промышленном комплексе и определение необходимого объема инвестиций 2) разрабатывает подзаконные нормативные акты, необходимые для реализации положений законов, регулирующих сферу заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве в данной сфере 3) разрабатывает стандартизированные документы о проведении торгов и рекомендуемые типовые соглашения о государственно-частном партнерстве 4) проводит предварительную оценку любых предлагаемых проектов государственно-частного партнерства в данной сфере и предоставляет рекомендации органу, который вправе выступать от имени публичного партнера в проекте 5) осуществляет разработку целевых программ в сфере государственно-частного партнерства в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности 6) координирует деятельность различных ведомств в целях выработки оптимальных условий конкретных соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствующей сфере, а также выполнения обязательств публичного партнера по таким соглашениям 7) проводит подготовительные мероприятия по выявлению нескольких потенциальных частных партнеров для конкретного проекта и проводит с ними предварительные переговоры 8) осуществляет учет заключенных соглашений о государственно-частном партнерстве в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации 9) осуществляет мониторинг исполнения заключенных соглашений о государственно-частном партнерстве в сфере военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны 22
Необходимые изменения в другие законодательные акты ФЗ «О концессионных соглашениях» дополнение перечня объектов, в отношении которых могут заключаться концессионные соглашения, объектами сферы военно-технического обеспечения обороны и безопасности страны дополнение нормами регулирующими вопросы использования объектов интеллектуальной собственности при реализации концессионных соглашений предусмотреть возможность заключения концессионных соглашений, предметом которых будет создание объектов интеллектуальной собственности (опытных образцов вооружения, военной и специальной техники) ФЗ «О защите конкуренции» закрепить возможность проведения специализированных конкурсных процедур в рамках которых возможны передача комплекса имущественных объектов, в том числе объектов интеллектуальной собственности, при выборе частного партнера для заключения соглашения государственно-частного партнерства ФЗ «О государственном оборонном заказе» ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установить, что данные законодательные акты не распространяются на случаи закупки товаров, работ, услуг сторонами соглашения о государственно-частном партнерстве, если они осуществляются в рамках исполнения обязательств и гарантий данных в рамках данного соглашения ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» вывести из сферы регулирования закона случаи передачи государственного и муниципального имущества в собственность частного партнера по условиям соглашения о государственно- частном партнерстве (возможно введение отдельного регулирования и контроля за заключением соглашений, предусматривающих такую передачу) ФЗ «Об обороне» корректировка ряда норм техническими дополнениями связанными с введением нового инструмента военно- технического обеспечения обороны и безопасности страны 23