Концепция специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ Концепция специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ Зав. КС(К)О ЧИППКРО, к.п.н, доцент Яковлева Галина Владимировна
Концепция дифференцированного стандарта начального школьного образования для детей с ОВЗ Н.Н.Малофеев, О.С. Никольская, О.И.Кукушкина
СФГОС Должен рассматриваться как неотъемлемая часть федерального государственного стандарта общего образования, Должен рассматриваться как неотъемлемая часть федерального государственного стандарта общего образования, Согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ) Согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ)
СФГОС Должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ
Специфика СФГОС Дети с ОВЗ могут реализовывать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, Удовлетворения как общих, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушений их психического развития
Основа СФГОС Принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства Принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства
СФГОС нормативный правовой акт РФ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются нормативный правовой акт РФ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ
Общие положения концепции СФГОС Часть стандартов общего образования Часть стандартов общего образования Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту для детей с ОВЗ Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту для детей с ОВЗ Стандарт основан на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании Стандарт основан на выявлении и согласовании индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании
СФГОС базовый комплексный государственный документ, определяющий совокупно систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как основа для оформления финансового управления системой образования, как форма «общественного договора»
Задачи разработки СФГОС Утверждение в государственных стандартах результатов образования Утверждение в государственных стандартах результатов образования Утверждение черт современного образовательного процесса Утверждение черт современного образовательного процесса Описание условий его осуществления Описание условий его осуществления
Требования к введению СФГОС Общественное обсуждение Общественное обсуждение Обязательность опубликования в официальных средствах массовой информации за определенный Правительством РФ временной промежуток до их утверждения в установленном порядке Обязательность опубликования в официальных средствах массовой информации за определенный Правительством РФ временной промежуток до их утверждения в установленном порядке
Функции СФГОС СФГОС должен стать инструментом инновационного развития российской образовательной системы СФГОС должен стать инструментом инновационного развития российской образовательной системы Максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям, Максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием, отвечающим их возможностям и потребностям,
Функции СФГОС Дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где ребенок получает образование Дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование, вне зависимости от тяжести нарушения развития и возможностей освоения цензового уровня, от типа учреждения, где ребенок получает образование
Функции СФГОС Гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала Гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей, создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала
Функции СФГОС Обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта Обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, предоставив семье диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта
Функции ФГОС Обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ Обеспечить на всей территории РФ сопоставимое качество образования детей с ОВЗ Эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив взаимодействия общего и специального образования, сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ Эволюционно перейти от двух параллельных к единой национальной системе, обеспечив взаимодействия общего и специального образования, сделав регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ
Функции СФГОС Обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственного перехода из одного типа образовательного учреждения в другое, Обеспечить детям с ОВЗ равную с другими сверстниками возможность беспрепятственного перехода из одного типа образовательного учреждения в другое, Создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно- функциональном, содержательном и технологическом аспектах Создать условия и стимулировать модернизацию специального образования в его структурно- функциональном, содержательном и технологическом аспектах
Предмет стандартизации Результаты образования на каждой ступени, Результаты образования на каждой ступени, Структура образовательной программы, Структура образовательной программы, Условия, необходимые для получения образования Условия, необходимые для получения образования
Предмет стандартизации в С(К)О Уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок Уровень образования, который в результате обучения осваивает ребенок
Уровни образования 1 уровень школьного образования – цензовый (соответствует уровню образования здоровых сверстников) 1 уровень школьного образования – цензовый (соответствует уровню образования здоровых сверстников) 2 уровень – нецензовый – расширение области развития жизненной компетенции ребенка 2 уровень – нецензовый – расширение области развития жизненной компетенции ребенка 3 уровень – нецензовый- формирование доступных ребенку навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации 3 уровень – нецензовый- формирование доступных ребенку навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации
Варианты стандарта Каждый вариант должен характеризоваться по основным параметрам: Уровню результата образования, Уровню результата образования, Структуре и содержанию ОП, Структуре и содержанию ОП, Условиям, которые должны быть созданы для его освоения Условиям, которые должны быть созданы для его освоения
1 вариант (цензовый уровень) Цензовое образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонентТа с образование здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (интегрированное образование) Цензовое образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонентТа с образование здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки (интегрированное образование)
2 ВАРИАНТ )ЦЕНЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ ЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СОПОСТАВИМОЕ ПО УРОВНЮ ЕГО «АКАДЕМИЧЕСКОГО» КОМПОНЕНТА С ОБРАЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНЕИКОВ, НО В БОЛЕЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ СРОКИ РЕБЕНОК ПОЛУЧАЕТ ЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СОПОСТАВИМОЕ ПО УРОВНЮ ЕГО «АКАДЕМИЧЕСКОГО» КОМПОНЕНТА С ОБРАЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНЕИКОВ, НО В БОЛЕЕ ПРОЛОНГИРОВАННОЫЕ КАЛЕНДАРНЫЕ СРОКИ
3 ВАРИАНТ (НЕЦЕНЗОВЫЙ) Не предполагает освоения цензового уровня образования, академический компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции (социализация) Не предполагает освоения цензового уровня образования, академический компонент редуцирован за счет расширения области развития жизненной компетенции (социализация)
4 ВАРИАНТ (ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ КОНЕЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) УГЛУБЛЕНИЕ В ОБЛАСТЬ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УГЛУБЛЕНИЕ В ОБЛАСТЬ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ (инклюзивное образование)
Должны быть представлены: Требования к структуре основной образовательной программы (соотношение «академического» компонента и компонента «жизненной компетенции» Требования к структуре основной образовательной программы (соотношение «академического» компонента и компонента «жизненной компетенции» Требования к условиям получения образования Требования к условиям получения образования Требования к результатам школьного образования на каждой его ступени Требования к результатам школьного образования на каждой его ступени Характеристика уровня образования, который в итоге получает ребенок (цензовый, нецензовый, индивидуальный) Характеристика уровня образования, который в итоге получает ребенок (цензовый, нецензовый, индивидуальный)
Структура основной образовательной программы Знания о языке – речевая практика и речевое творчество, Знания о языке – речевая практика и речевое творчество, Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество, Знание математики – практика применения математических знаний и математическое творчество, Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром, Естествознание – практическое взаимодействие с окружающим миром, Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружающим, Знания о человеке – практика осмысления происходящего с самим ребенком и другими людьми, личного взаимодействия с окружающим, Знания в области искусств- практика художественного ремесла и художественное творчество, Знания в области искусств- практика художественного ремесла и художественное творчество, Обществознание – практика жизни в социуме Обществознание – практика жизни в социуме
Соотношение компонентов «жизненной компетенции» и «академического» должно: Соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребенка, Соответствовать требованиям социума к результатам воспитания и образования ребенка, Отражать специфику разработки каждой содержательной области образования, отвечать характеру особых образовательных потребностей детей, Отражать специфику разработки каждой содержательной области образования, отвечать характеру особых образовательных потребностей детей, Варьироваться в разных вариантах стандарта, где роль формирования жизненной компетенции закономерно возрастает в случаях, не предполагающих освоение ребенком цензового образования Варьироваться в разных вариантах стандарта, где роль формирования жизненной компетенции закономерно возрастает в случаях, не предполагающих освоение ребенком цензового образования