Москва, ТПП РФ Вячеслав Владимирович Туренко, член Совета по вопросам интеллектуальной собственности при председателе Совета Федерации Федерального собрания РФ Президент РОО «Санкт-Петербургская коллегия патентных поверенных От административных барьеров к государственному стимулированию
1. Рост валового внутреннего продукта. 2. Создание (сохранение) рабочих мест в производстве. 3. Увеличение интеллектуального капитала российских предприятий. 4. Снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности производства. 5. Увеличение налоговых поступлений. 6. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса В чем состоит государственный интерес?
Как осуществляется «правовая защита» интересов государства - Принуждение к заключению «лицензионных» договоров на неидентифицируемые и/или неохраняемые РИД, в том числе на территориях, где не действуют права на РИД. (Решение от Арбитражного суда г. Москвы по делу А /2010,Решение - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда ) Постановление - Принуждение к заключению «лицензионных» договоров на использование РИД, права использования которых закреплены за исполнителем. - Включение в лицензионные договоры заведомо невыполнимых обязательств, не относящихся к существенным условиям лицензионного договора со штрафными санкциями за невыполнение обязательств, не связанных с предоставлением права на использование РИД.
Как осуществляется «правовая защита» интересов государства Результат: - Длительные сроки урегулирования прав на РИД. - Срыв сроков экспортных поставок. - Ущерб имиджу РФ, как надежному партнеру. - Необоснованные «лицензионные» платежи наносят материальный и моральный ущерб предприятию, снижают конкурентоспособность продукции Российских производителей на внешнем рынке, приводят к уменьшение налоговых платежей, платежей во внебюджетные фонды, снижают возможности стимулирования авторов РИД, выполнения новых разработок. - Потери госбюджета и предприятий на администрирование «лицензионных» платежей. (В ряде случаев расходы на урегулирование прав на РИД сравнимы с доходом от внешнеэкономических сделок, в том числе расходы госбюджета и государственного имущества).
В чем экономический смысл существующей системы «правовой защиты интересов государства»? Право на РИД Собственник - РФ Право на предприятие Потери предприятия (в конечном итоге - государства (Расходы на «инвентаризацию» сторонним организациям и др.) Не получен- ные налоги в бюджеты Расходы бюджета Субсидии из бюджета
В чем экономический смысл существующей системы «правовой защиты интересов государства»? Доходы: «Лицензионный» платеж Доходы < Убытки Убытки: 1.«Лицензионный» платеж 2.Расходы на урегулирование (из Федерального бюджета) 3.Расходы на инвентаризацию (из Федерального бюджета, расходы организации на оплату услуг сторонних организаций, на оплату труда своих специалистов, командировки и т.д.) 4.Потери бюджетов налога на прибыль 5.Потери бюджета от снижения дивидендов
Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА … 1. Инновационная среда Для вовлечения в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, планируется обеспечить: упрощение порядка передачи используемых прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, в том числе передачи данных от правообладателя их непосредственным создателям, включая авторов; обеспечение четкой регламентации процедуры применения безвозмездной лицензии для государственных нужд; формирование плана коммерциализации интеллектуальной собственности, созданной до введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Протокольное решение по итогам совещания у Председателя Правительства Дмитрия Медведева о поддержке высокотехнологичного экспорта Совещание состоялось 11 марта 2013 года. По его итогам Дмитрий Медведев дал следующие поручения: 5. Минэкономразвития России (А.Р.Белоусову) совместно с ФТС России, Минпромторгом России, Минтрансом России, Минсельхозом России, Росграницей, ФАС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения по сокращению сроков и упрощению процедур, связанных с экспортом товаров. Срок – 26 июня 2013 года. Пути совершенствования нормативно-правового регулирования порядка закрепления и распоряжения правами на РИД, созданные за счет средств государственного бюджета
6. Минэкономразвития России (А.Р.Белоусову), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову) проработать вопрос освобождения российских экспортёров продукции военного назначения от необходимости уплаты лицензионных платежей (роялти) за использование принадлежащих Российской Федерации прав интеллектуальной собственности на экспортируемый продукт и представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения в установленном порядке. Срок – 26 июня 2013 года. Пути совершенствования нормативно-правового регулирования порядка закрепления и распоряжения правами на РИД, созданные за счет средств государственного бюджета
Динамика подачи заявок на регистрацию РИД в г.г. Госстимулирование
Динамика подачи заявок на регистрацию РИД в г.г. Стимулирование за счет собственных средств
Динамика учета НМА (включая права на ТЗ) на балансе предприятия в г.г.
Разработать предложения по сокращению сроков и упрощению процедур, связанных с экспортом продукции, в том числе: - исключение принуждения к заключению лицензионных договоров на результаты интеллектуальной деятельности, не являющиеся объектами гражданских прав. - установление однократности проведения экспертиз для одной и той же номенклатуры продукции; - исключение дополнительных экспертиз при поставках запчастей к ранее поставленной продукции, по которым уже были получены Заключения об урегулировании вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения; Что делать?
Обратиться в Правительство РФ с предложением принять нормативный акт, предусматривающий освобождение российских экспортёров ПВН от необходимости уплаты лицензионных платежей (роялти) за использование принадлежащих Российской Федерации прав интеллектуальной собственности на экспортируемый продукт. Роспатенту: При осуществлении контроля и надзора в установленной сфере деятельности государственных заказчиков, распоряжающихся правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, особое внимание обращать на законность содержания лицензионных договоров, в том числе касающегося объекта лицензирования и условий лицензионных договоров. Ускорить работу по организации взаимодействия с государственными заказчиками по урегулированию вопросов правовой защиты интересов государства. Что делать?
Спасибо за внимание!