Я-классный руководитель Методическое пособие Программа формирования индивидуального стиля классного руководителя в общеобразовательной школе с полиэтническим составом учащихся
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 287 Адмиралтейского района Тема ОЭР: Формирование ключевых компетентностей у детей инофонов в социокультурной среде Санкт-Петербурга Санкт-Петербург 2013
Методическое пособие представляет собой программу формирования индивидуального стиля классного руководителя в общеобразовательной школе с полиэтническим составом учащихся
ЧТО? Методическое пособие ДЛЯ ЧЕГО? Направлено на совершенствование педагогической деятельности классного руководителя в полиэтнической общеобразовательной школе г. Санкт-Петербурга. Предлагается инструментарий для профессиональной деятельности, собранный в рабочую тетрадь КОМУ? Работа может быть полезна практическим работникам сферы образования
Методическое пособие подразделяется на основные разделы:
1.Теоретико-практический минимум, документы для сбора педагогического анамнеза -понятийный аппарат о теме ОЭР -компетентности, необходимые в профессиональной деятельности педагога -характеристики стратегий адаптации -критерии социально-психологической адаптации детей инофонов -критерии образованности человека
Характеристики стратегий адаптации
Адаптация к школе – процесс установления оптимального соответствия личности ребёнка и окружающей образовательной среды в ходе осуществления деятельности, которая позволяет удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности ребёнка, его поведения требованиям среды
Ключевые (основные) компетентности конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Учебно-познавательная компетентность Социально-коммуникативная компетентность Общекультурная компетентность
2. Диагностический инструментарий классного руководителя -правила психологической безопасности (при работе с тестами) -анкета выявления затруднений в педагогической адаптации детей- мигрантов -диагностические материалы - стратегия собственного профессионального будущего. Анкета рефлексии учителя
Технология рефлексивной образовательной деятельности и самоанализа приобретаемого профессионального опыта как инструмента подготовки педагога Рефлексия имеет большое значение для развития, как отдельной личности, так и для общностей: 1. Рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности. 2. Позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем. 3. Делает человека, социальную систему субъектом своей активности.
Психолого-педагогическая диагностическая разработка «Я и другие в общеобразовательной школе» Лояльность в поликультурном обществе и объективная оценка школьником своего места в этом обществе (при результате более 30% - либо нет чёткой мотивации, либо отсутствует социально-культурная позиция) 1 фактор - адаптация к жизни и учебной деятельности в инокультурной среде. Идентификация школьником себя со школьной средой и стремление полностью адаптироваться 2 фактор - языковой. Для детей инофонов 3 фактор - выявление активности семьи в участии школьной жизни своих детей. Желание улучшить свои познания русского языка
3. Полезные советы родителям и учителю по адаптации ребёнка к обучению в школе
Автор-составитель: Ефимова И.А. – руководитель ОЭР ГБОУ СОШ 287 Адмиралтейского района, педагог-психолог высшей категории
Благодарим педагогов, принимавших активное участие в апробации элементов пособия: Ганину Наталью Анатольевну, Горшунову Галину Витальевну, Талимончик Ксению Викторовну, Хитрову Ирину Владимировну, Артюнину Ирину Петровну, педагогический коллектив школы 287. Особая благодарность директору Котисовой Светлане Викторовне за поддержку в опытно-экспериментальной работе.