Урок по теме «?» Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ ВСОШ 2 Колодезневой Аллой Анатольевной
Блиц – тест 1. Найдите слово, в котором количество звуков больше, чем букв: корень, честный, льет, забияка 2. Найдите слово, в котором пропущена буква –А: р…сток, пол…жение, к…сательная, приг…рели 3. Найдите слово, в котором Ь не пишется: рож…, горяч…, слышиш…, стрич… 4. Найдите слово, в котором ударение падает на второй слог: звонишь, алфавит, километр, документ
Ответы 1.Забияка 2.Касательная 3.Горяч_ 4.Звонишь
Твой - соня пришел –. Тво-я соня пришл-а.
Тема урока Имена существительные общего рода
Проблемный вопрос: «Почему в русском языке появились слова общего рода?»
Нов-ый врач пришел-. (мужчина) Нов-ый врач пришл-а. (женщина)
Вывод Существительные бывают мужского, женского, среднего и общего рода, а также есть такие существительные мужского рода, которые могут обозначать как лиц мужского, так и женского пола.
Задание 1 ряд – задира 2 ряд – бедняжка 3 ряд - непоседа
Найдите предложение с грамматической ошибкой. 1. Писатель талантливо рассказал о том, что его волнует. 2. Нужно проявлять большую заботу о детях. 3. Она прекрасная педагог. 4. Мы радовались успехам выпускников.
Ответ Она прекрасный педагог.
Работяга, неженка, невежа, кривляка, тихоня, зевака, задира, умница, невежда, жадина, плакса, грязнуля, злюка, сластена, соня.
Анализ текста Двенадцать ключей Двенадцать ключей По пр…данию, в деревне, что стояла неподалеку от берега Веневки, жил дед Свирид, и было у него 12 сыновей. С детства любили они бегать на высокий кос…гор у впадения в Веневку реч(?)ки Осетреца. Когда пошел на Русь Мамай, попали все 12 сыновей в ополчение. Ни один (не) вернулся с этой страшной битвы. Пошел дед Свирид на поле и нашел их всех, лежащих рядом. Пог…ревал отец, собрал тела и пр…вез домой, где и похоронил под заветным дубом у пересохшего с горя Осетреца. А наутро забил из-под горы чудесный родник в двенадцать струй. И с тех пор идут к нему люди за силой богатырской, а благ…дарные потомки назвали его Свиридовым.
1 вариант – Составьте предложения с любыми 4 словами общего рода, вначале с положительной оценкой, затем – с отрицательной: плакса, трудяга, зазнайка, обжора, тихоня, умница. 2 вариант – Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в предложениях. Запишите правильные варианты: «Какая же ты неряха!» - сказала мама сыну. Сирота Петя оказалась в трудном положении. Хитрая жадина Миша разлил кружку молока. Тихоня Маша боялся ответить урок.
Ответы «Какой же ты неряха!» - сказала мама сыну. Сирота Петя оказался в трудном положении. Хитрый жадина Миша разлил кружку молока. Тихоня Маша боялась ответить урок.
Домашнее задание Сочинить рассказ на тему: «Мой класс». Рассказать о своих одноклассниках, используя существительные общего рода.