А ЛГОРИТМ ЭФФЕКТИВНОГО ВНЕДРЕНИЯ ФГОС Особенности управления
К АЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека Статья 2
И НФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ВНЕДРЕНИЯ ФГОС КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ новое качество образования; инновационная культура педагогической деятельности; непрерывность образования; общественный договор.
ФГОС: три системы требований Запросы и ожидания Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП Требования к условиям реализации ООП Общ ие рам ки для сист емы нор мат ивов Организационные и педагогические условия деятельности системы образования Ожидаемые результаты деятельности системы образования Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы
У РОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС РЕПРОДУКТИВНЫЙ: принятие идеологии ФГОС; освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся; овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС. ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ: инновационная деятельность по совершенствованию процесса реализации ФГОС ТВОРЧЕСКИЙ: авторские варианты реализации идей ФГОС
Э ТАПЫ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Подготовительный этап создания условий для реализации ФГОС - (дорожная карта); Этап эффективной реализации ООП – (институциональный условия реализации); Этап контроля результативности реализации ФГОС – (система мониторинга качества образования).
Р ЕЗУЛЬТАТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ВНЕДРЕНИЯ ФГОС разработана и утверждена основная образовательная программа образовательного учреждения; нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.); приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС; разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками; определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей); разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации всех учителей начальной школы, управленцев; обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
П РОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ «Д ОРОЖНОЙ КАРТЫ »: создание нормативного обеспечения введения ФГОС; организационно-содержательное обеспечение введения ФГОС; создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС; кадровое и методическое обеспечение перехода на ФГОС; информационное обеспечение перехода ОУ на ФГОС; создание материально-технического обеспечения введения ФГОС.
П РИКАЗЫ ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ О ВВЕДЕНИИ ФГОС ООО Комплекс мероприятий по введению ФГОС ООО в общеобразовательном учреждении оформляется приказами. Перечень приказов, их количество определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно: О переходе ОУ на обучение по ФГОС ООО О разработке образовательной программы Об утверждении образовательной программы Об утверждении учебного плана Об утверждении программы внеурочной деятельности О проведении внутришкольного мониторинга реализации ФГОС ООО О внесении изменений в должностные инструкции и т.п.
П РИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОТДЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО: Внесение изменений: Положение о Совете общеобразовательного учреждения; Положение о Педагогическом совете общеобразовательного учреждения; Положения о структурных подразделениях общеобразовательного учреждения; Положение о порядке приема, перевода и отчисления обучающихся общеобразовательного учреждения; Положение о режиме работы общеобразовательного учреждения; Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (или отдельные Положения о текущем контроле, о промежуточной аттестации) Новые локальные акты: Положение об индивидуальном учебном проекте; Положение о системе учета личностных достижений (например, о портфеле достижений обучающихся); Положение о мониторинге качества реализации основной образовательной программы основой школы в соответствии с ФГОС; Положение о Рабочей программе
Т РЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КАДРАМ Кадровый ресурс приведен в соответствие с новым порядком аттестации педагогических работников: соответствие уровня квалификации работников образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям Непрерывность профессионального развития педагогических работников должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет
А ЛГОРИТМ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ 1. «Пилотная» школа по опережающему внедрению ФГОС? 2. ФГОС и «педагогическая мечта» (деловая игра). 3. Обучение по проблемам внедрения ФГОС. 4. Диагностика готовности школы к внедрению ФГОС (анкета). 5. Решение о переходе на ФГОС (приказ и «дорожная карта»). 6. Общешкольная конференция по переходу школы на ФГОС (педагоги, учащиеся, родители, общественность). 7. Работа групп по «дорожной карте» и программы работы с родителями.
8. Анализ итогов реализации «дорожной карты» и работы с родителями. 9. Утверждение ООП и заключение общественного договора по реализации ФГОС. 10. Объединение педагогов в проектные команды по реализации ООП. 11. Выполнение основной образовательной программы. 12. Регламентация реализации ООП в рабочих программах и технологических картах. 13. Положение о мониторинге результативности реализации ФГОС. 14. Создание группы профессионально- общественной экспертизы. 15.Положение о мониторинге результативности реализации ФГОС и пакет КИМов. 16. Анализ результативности ФГОС.
Разработка ООП: наиболее сложные моменты – создание Программы развития универсальных учебных действий и Системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; Выбор УМК; Создание современных рабочих программ; Разработка локальной нормативной базы; Повышение квалификации (индивидуальные маршруты, программы, стажировки, самообразование): наиболее сложные моменты для учителя – программа УУД, «метапредметная оценка» Проблемы и риски введения ФГОС «Дорожная карта»