ФГОС дошкольного образования как стандарт развития ребенка и проект развития системы ДО Елена Юдина Красноярск, 2013
ФГОС (Стандарт) – двойное значение Основа финансирования (формирование норматива) Основа проекта - развитие системы развивающего дошкольного образования, цель которого – развитие личности ребенка
Стандарт поддерживает: Разнообразие детства Самоценность дошкольного возраста (возрастной подход) Личностно-ориентированное взаимодействие в системе «взрослые – дети» Уважение личности ребенка Развитие в контексте специфических детских деятельностей (игра, познание, исследование, художественное творчество)
В проекте Стандарта Предложен современный механизм нормативного финансирования дошкольного образования по условиям Нормированы условия, по которым формируется норматив финансирования Финансируется все время реализации Программы (все время пребывания в Организации) Учитывает особенности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Стандарт определяет «место» дошкольного образования во всей системе образования (отношение к школьной готовности) Какой «готовности» школа вправе требовать от ребенка? Каковы задачи дошкольного возраста? Каковы особенности обучения в дошкольном возрасте? Каково содержание (результаты) образования в дошкольном возрасте?
Стандарт Продвигает ценность развивающего образования (вариативность, выбор, преемственность, основанная на законах возраста) Призван обеспечить развивающий характер ДО в дошкольных организациях (учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка) Закладывает основы проекта системы развивающего дошкольного образования
Запускает проект современного дошкольного образования Не консервирующий – проектный «Социальные валентности» (необходима дальнейшая разработка механизмов, в том числе, введение нормативных документов)
Федеральный государственный образовательный стандарт Требования К структуре Программы К условиям ее реализации К результатам ее освоения
Предметом регулирования Стандарта являются отношения возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Программа) организацией, осуществляющей образовательную деятельность (Организация)
ООП (Программа) – в центре образовательных отношений. Разрабатывается и реализуется самой Организацией Основная образовательная программа (в оппозиции к дополнительной) 2 части: - обязательная - формируемая участниками образовательного процесса
Соотношение обязательной и формируемой участниками образовательных отношений частей 60% - 40% - рекомендуемая норма Основной смысл разделения – углубление, учет специфических условий В условиях необязательности уровня ДО пропорция не может являться основанием для формального контроля
Программы: Примерная основная образовательная программа Основная образовательная программа Основные образовательные программы – по числу Организаций Примерных программ - МНОГО
Предлагаемый проект - Стандарт условий Блок требований к условиям в центре Стандарта Результаты представлены в виде целевых ориентиров Структура программы представляет собой единые структурные требования к вариативным Программам, формируемым в Организациях. Разные пути к единым целям в общих условиях. Международный опыт свидетельствует об эффективности такого подхода
Оценка качества дошкольного образования Стандарт предполагает оценку качества по условиям (то, что можно контролировать) Под условиями понимается создание образовательной среды развития ребенка, включая развивающее взаимодействие в системе «взрослый – дети»
Модель ДО, центрированная на ребенке (условия реализации Программы)
Предмет оценки качества дошкольного образования: Основная образовательная программа Организации Оценка качества всегда связана с поставленными целями Оценка качества образования носит не формальный, а содержательный характер (соотносится с целями и задачами, поставленным в Стандарте)
Требования к результатам освоения Программы представлены в виде ее целевых ориентиров К результатам можно стремиться, но невозможно их гарантировать. Особенности возраста: Больший индивидуальный разброс - гибкость, пластичность, многообразие вариантов развития в дошкольном возрасте Непосредственность, как возрастная характеристика. Отсутствует субъект ответственности (ребенок не ответствен)
Особенности системы: ДО – необязательный уровень образования Множество посторонних факторов, влияющих на результаты (вклад ДОО – около 30%) Невозможна аттестация по результату ДОО становится единственным ответственным за результат Проблемы измерения: тест «с высокими ставками». Проблема обеспечения транслируемых, валидных, независимых инструментов и процедуры оценки результатов.
Целевые ориентиры представлены в проекте в виде возрастных характеристик ребенка при окончании уровня дошкольного образования.
Не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач : аттестация педагогических кадров, оценка качества образования, оценка как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников; оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Мониторинг развития детей Педагогическая и психологическая диагностика – профессиональный инструмент педагога. Изучение развития детей в рамках исследовательских программ. Обратная связь органам управления образования – в рамках этих же программ.
Современное дошкольное образование - резюме: ЗУН-овская школьная модель не эффективна. Эффективны возрастосообразные образовательные программы Основное условие – вариативность образовательных программ, педагогических технологий, материалов и средств деятельности – как ответ на существующее разнообразие Образовательный результат не может быть ориентирован только на требования школы и не может быть связан с результатом формализованного тестирования детей Качество дошкольного образования оценивается в процессе экспертизы психолого-педагогических условий реализации образовательных программ
Спасибо за внимание! Информация для контактов