Учитель ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая как вследствие необходимости воспитания и обучения следующих поколений ( шире учащихся ) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи. профессий
Профессия учителя ( педагога ) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
В профессии учителя различают ряд специальностей : преподаватели в колледжах, университетах и других вузах ; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения ; преподаватель начальной школы ;
преподаватель в системе специального образования ; преподаватель - организатор ; социальный педагог ; педагог дополнительного образования ; педагог - психолог ; педагог по физической культуре ; педагог профессионального обучения и другие.
Классификация типов учителей : По характеру ценностных ориентаций : учителя - теоретики, педагоги - реалисты ( и утилитаристы ), педагоги - артисты, учителя - интуитивисты. По специфике интеллектуально - волевой сферы : интеллектуальный тип, эмоциональный тип, волевой тип, организаторский тип. По личностным установкам : воспитатель - тиран, честолюбивый воспитатель, разумный воспитатель. По преобладающей направленности личности : организатор, предметник, предметник - организатор, коммуникатор, учитель - интеллигент ( просветитель ).
Качества, необходимые для эффективной работы : Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников ; Умение придать личностную окраску преподаванию ; Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я - концепции у воспитанников ; Умение управлять собой и детьми ;
Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками ; Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность ; Умение регулировать конфликты ненасильственным путём ; Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям ; Креативность ; Способность к рефлексии.
Виды индивидуальных стилей педагогической деятельности : Эмоционально - импровизационный. Эмоционально - методичный. Рассуждающе - импровизационный. Рассуждающе - методичный.
Педагог, предпочитаемый детьми : Личностные качества : доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству ; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора. Организаторские качества : демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность. Деловые качества : знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять. Внешний вид : хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность
Ограничения профессии : отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки ( при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися ); ненормированное рабочее время ; низкий уровень заработной платы ; повышенная нагрузка на голосовые связки ( горло ) и ноги
Преимущества профессии : удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся ; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению