МОУ Средняя общеобразовательная школа 13 о.Александров Учитель начальных классов Высшая квалификационная категория Стаж работы -17 лет
Обучение изложению Обучение изложению как одно из средств развития монологической речи учащихся
« ЗАБЕРИТЕ У МЕНЯ ВСЕ, ЧЕМ Я ОБЛАДАЮ. НО ОСТАВЬТЕ МНЕ МОЮ РЕЧЬ. И СКОРО Я ОБРЕТУ ВСЕ, ЧТО ИМЕЛ» ДАНИЭЛЬ УЭБСТЕР
содержание ТЕМА АКТУАЛЬНОСТЬ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ: Речевые упражнения Типы речи Виды изложений УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ПРОТИВОРЕЧИЯ: - МЕЖДУ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ОВЛАДЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - МЕЖДУ НЕОБХОДИМОСТЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВЫДЕЛЕННОМ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОБЪЕМОМ ВРЕМЕНИ НА ОВЛАДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РЕЧЕВЫМИ УМЕНИЯМИ В СИСТЕМЕ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ЦЕЛЬ: Развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления Развитие устной и письменной речи школьников в единстве с развитием их мышления
ЗАДАЧИ: - Изучить подходы к формированию связной монологической речи учащихся -Отобрать эффективные приемы, формирующие интеллектуальные речевые умения учащихся, способствующие овладению приемам написанию изложений - Разработать и апробировать систему уроков обучению изложений - Провести диагностическое исследование развития устной монологической речи учащихся
ПРЕДМЕТ: методика обучения написанию изложений ОБЪЕКТ: процесс развития монологической речи учащихся
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРАСОДЕРЖАНИЕ РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КОНСТРУКТИВНЫЕ
Текст- повествование Текст- рассуждение Текст-описание
ПОДРОБНОЕВЫБОРОЧНОЕСЖАТОЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Условие эффективного развития творческие задания памятки карточки Дифференцированный подход
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ: Оптимальный - для данного возраста уровень развития связной речи. Работа с текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении; построение монологического высказывания ( по предложенной теме, по заданному вопросу).
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
ТЕКСТ-ПОВЕСТВОВАНИЕ СМЕНЯЮЩИЕ ДРУГ ДРУГА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ СОБЫТИЯ СХЕМАПЛАНИСПОЛЬЗУЙ НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ КУЛЬМИНАЦИЯ ИТОГ, КОНЕЦ Что случилось? Где? Почему? Как? Когда? Однажды… Как-то раз… Когда-то… Вдруг… И вот… Для текста-повествования нужны глаголы, действия.
Как составить текст-повествование Подумай, о чем будешь рассказывать ( какова тема текста) ? Какая мысль в рассказе будет основной? Как лучше озаглавить текст? С чего можно начать рассказ ( о чем будешь говорить в вводной части)? О чем расскажешь в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)? Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?
Памятка 1 1. Соответствует ли содержание текста теме? 2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль? 3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов? 4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить? 5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой? 6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения? 7. Интересно и понятно ли все изложение слушателю?