Зрительное восприятие структуры слова по модели рисунку Именно с заданий этого типа лучше всего начинать работу с словообразовательными моделями в начальных классах. Особенностью этих заданий является необычная графическая подача: корневые пустоты заполняются рисунком, который даёт информацию о значении этой морфемы в слове. Употребление графического обозначения приставок, суффиксов и окончаний имеет на этом этапе принципиальное значение, так как приучает ребёнка к зрительному восприятию слова как системы морфем. Вместе с тем в процессе анализа модели-рисунка идёт накопление информации о возможном строении слов в русском языке, запечатлевается графический образ многих суффиксов, приставок и окончаний, а также постепенно перед учениками раскрывается одно из самых важных свойств морфем: это не простое сочетание букв, это смыслы, значения, которые передают информацию о слове. Кроме того, пропедевтически вводится представление о нулевом окончании: обращается внимание на то, что существительные мужского и женского рода имеют такие необычные окончания.
содержание -винт- -гитар- -глаз- -гриб- -дом- -ёж- -книг- -лев- -лимон- -лист- -рыб- -слон- -шляп- Стрелка возврата на этот слайд
-винт- ик, овойпри и и,,. ть за
-гитар- а, ка н ист,,. ый ист
-глаз- ик, ищ н е ой по ок еть,,,.
-гриб-,ок нойник,,.
-дом- ик,ищ н е ыйбезишко ашний,,,.
-ёж-, ик их аонок овый,,,. а, ат
-книг- (-книж-) а, к н а ыйонка ечк а,,,. ищ а,
-лев-,ёнок иц иный,,. а
-лимон-,чик ный ник ный,,,. ад,
-лист- ик,ок вабезный,,.
-рыб-,ак ёшк а аина ный,,,.
-слон-, ёнок их овый,,. а ик,
-шляп-, к ник,. н, а а ый
Использованная литература С.И. Львова. Работа над составом слова на уроках русского языка. Москва. «Русское слово»