«Чтоб ошибок избежать, зоркость надо развивать!» О развитии орфографической зоркости у младших школьников.
Формирование орфографически грамотного письма- одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Процесс обучения орфографии- это не столько изучение орфографических правил, сколько формирование у учащихся орфографических умений.
Орфографические умения 1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания). 2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки ). 3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом. 4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму). 5.Умение осуществлять самопроверку.
Конечный результат обучения орфографии в решающей степени зависит от его первоначального этапа, т.е.от того,развита ли у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам, т.е. находить орфограммы.
Усвоение правил правописания осуществляется благодаря выполнению ряда мыслительных действий: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения, классификации и др.Таким образом, овладение навыком орфографически правильного письма формируется на основе достаточно высокого уровня психического развития и речевой готовности школьников.
Работа по орфографии начинается с букварного периода. В период обучения грамоте школьники наблюдают в словах неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причём наблюдение необходимо вести от звука к букве. Орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически(позиционно) оценивать каждый звук слова: различать, какой звук в сильной позиции,т.е.однозначно указывает на букву, а какой в слабой позиции, т.е.может быть обозначен разными буквами при том же звучании.
Навык нахождения орфограмм необходимо специально формировать. Но упражнения, в которых орфограммы заранее выделены тем или иным способом(вставить пропущенные буквы, объяснить правописание выделенных букв, корней, слов и т.д.)не способствуют формированию умения выделять орфограммы. Учащимся не приходится задумываться над этим: они уже видят выделенную орфограмму или пропуск на её месте.
Систематическое подсказывание ученику трудных мест в слове порождает «орфографическую слепоту»(поэтому при самостоятельном написании слов – в сочинении, изложении – ученик допускает ошибки).Сначала нужно научить выделять орфограмму(обнаруживать), а потом уже учить выбирать нужное правило и писать по нему.
С наличием «опасности» на месте сомнительно звучащего звука первоклассников можно знакомить после того, как достаточно отработаны умения ставить ударения и производить звуковой анализ слов. Сравнивая произношение и написание слов, ученики делают вывод, что опознавательным признаком орфограммы «безударные гласные в корне слова» является безударность, а также, что гласные А,О,И,Е – наиболее опасные. (Впоследствии учащиеся знакомятся и с другими орфограммами.)
Упражнения по формированию орфографической зоркости. Игра «Найди опасное место»:учитель произносит слово, учащиеся хлопают в ладоши, слыша звук, которому нельзя доверять. «Светофор». -Покажите красный сигнал «светофора»,как только найдёте в слове «опасное место». «Дырявое письмо»:если звуку можно «доверять», обозначаем его буквой, если нет- пропускаем букву, оставляем сигнал опасности (затем к этому слову обязательно вернуться и объяснить букву, непроверяемые написания найти в орфографическом словаре).
«Найди опасные места в написанном слове».(Это упражнение обучает самопроверке.) «Кто больше насобирает орфограмм?» «От значения слова к правильной букве».Если формировать у детей привычку задумываться над значением слова, то это повышает их грамотность. Пример: храбрец от слова храбрый, кофейник от слова кофе, а тащить от слова тощий?
но! Работа над орфографической зоркостью принесёт плоды только при соблюдении следующих условий: - систематичность её проведения, - постоянное совершенствование её проведения, - направленность на развитие у детей умения слушать и слышать звучащее слово.