ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПО ЛИТЕРАТУРЕ Е.В.Синотина, кандидат искусствоведения, зам.директора по УВР МОУ СОШ 36 г.Ярославля
Новые требования стандарта - к результатам - к условиям - к структуре Основной образовательной программы школы Основная образовательная программа – основной документ школы после Устава. Учебный предмет – средство реализации Основной образовательной программы
В требованиях ФГОС заложена идея преемственности Основная образовательная программа школы состоит из трёх частей: начальное общее образование, основное общее образование и среднее полное общее образование. Каждая часть программы имеет общую структуру и ориентирует на достижение одних и тех же образовательных результатов.
Преемственность как главное условие реализации ФГОС преемственность по вертикали: начальная – основная – старшая школа по горизонтали: метапредметные и личностные задачи обучения общие для всех предметов, изучаемых в классе
Преемственность (по вертикали) в условиях ФГОС обретает новое содержание Учитель литературы в основной школе должен планировать свою деятельность с учётом: - планируемых результатов обучения в основной школе (предметных, метапредметных, личностных) - реально достигнутых результатов обучения в начальной школе - технологий, приёмов, форм работы системно- деятельностного подхода в обучении - возрастных особенностей и особенностей индивидуального развития детей класса
Остаётся проблемой Согласование программ и учебников начальной и основной школ Разработка единого курса литературы между начальной и основной школой Пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в основной школе (обучение с опережением) и изучение учителем основной школы программы, учебников, уровня литературного развития учащихся Система оценивания предметных результатов (согласование норм и критериев оценки знаний и умений учащихся) по литературе
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основные разделы планируемых результатов по литературному чтению Виды речевой и читательской деятельности Круг детского чтения Литературоведческая пропедевтика Творческая деятельность Достижение планируемых результатов оценивается с помощью учебных заданий базового и повышенного уровней сложности.
Оценка достижений Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня свидетельствует о становлении грамотного читателя, т.е. имеющего собственные читательские предпочтения и способного читать и понимать различные тексты, успешно работать с ними в рамках стандартного круга учебно-познавательных и учебно-практических задач, используя простейшие приёмы анализа и интерпретации текстов, применяя освоенные способы и виды чтения, а также некоторые первоначальные литературоведческие представления.
Виды речевой и читательской деятельности осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение с учётом его цели как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта (приобретение опыта чтения, поиска фактов и суждений, аргументации, иной информации);
Задание 1 (базовый и повышенный уровень) В школьной библиотеке проводится опрос на тему «Чтение в твоей жизни». Ниже приведены некоторые высказывания детей. Аня. Я много читаю, мне нравится, когда меня за это хвалят. Моим родителям нравится, когда я читаю. Света. Хорошо читать очень важно, это пригодится мне в будущем. Поэтому я стараюсь, но иногда мне трудно дочитать книгу до конца Миша. Я читаю только для того, чтобы получить нужную мне информацию, мои самые любимые книги – энциклопедические словари. Роман. Я читаю, чтобы не получать плохих отметок. Денис. Чтение – это пустая трата времени. Книги давно пора заменить компьютером. Я читаю только тогда, когда вынужден это делать. Лена. Мне нравится читать увлекательные истории, а потом обсуждать их с подругой. Чью точку зрения ты разделяешь? Отметь одно или несколько высказываний, с которыми ты согласен. Объясни устно, почему выбрано именно это высказывание (эти высказывания). Если нет ни одного, с которыми ты можешь согласиться, выскажи своё мнение.