Сервисная модель ОАО «Ростелеком» для вхождения в электронное правительство 2.0 Терентьев Кирилл Сергеевич Заместитель директора Макрорегионального филиала «Центр» ОАО «Ростелеком»
Лидирующая телекоммуникационная компания России; Надежный партнер государства и крупнейший поставщик телекоммуникационных услуг для российских органов госвласти; Оператор с самой большой в стране магистральной сетью протяженностью км, охватывающей всю страну; Компания, имеющая крупнейшие в стране местные сети доступа с протяженностью коммуникаций в 2,5 млн. км; Мощный инфраструктурный оператор, обладающий современной высокоскоростной цифровой сетью, сравнимой с ведущими международными операторами как на магистральном уровне, так и на уровне доступа; Единственный оператор, чья магистральная сеть защищена и имеет сертификат ФСТЭК. ОАО «Ростелеком» – крупнейший национальный оператор
Задачи этапа 1.0 Проектирование и реализация архитектуры электронного правительства; Создание федеральных компонентов электронного правительства; Разработка и развертывание типовых региональных сегментов, интеграция с федеральным уровнем в рамках единой системы; Реализация пилотных региональных проектов по переводу услуг в электронный вид.
Разработана архитектура электронного правительства; Архитектура электронного правительства Созданы единые правила функционирования элементов инфраструктуры и электронного взаимодействия информационных систем; Созданы и введены в промышленную эксплуатацию основные компоненты федерального уровня (Единый портал госуслуг, Единая СМЭВ, Единый личный кабинет, Единая система идентификации и др.).
Пользователи: среднемесячное посещение Портала: более 7 млн. чел. активировали Личный кабинет: более 1 млн. чел. Услуги: На Портале размещено услуг, из них: Федеральных услуг: 935 Региональных услуг: Муниципальных услуг: Прочих услуг: 15 В эл. виде предоставляется 240 услуг, из них: Федеральных услуг: 119 Региональных услуг: 121 Портал госуслуг на К 2015 г. все госуслуги будут переведены в электронный вид.
Федеральный сегментРегиональный сегментМуниципальный сегмент СМЭВ Система межведомственного взаимодействия К СМЭВ подключено более 70 федеральных органов исполнительной власти и организаций; Зарегистрировано 47 электронных сервисов для межведомственного взаимодействия. 41 электронный сервис подготовлен, осуществляется регистрация; Интенсивность взаимодействия в СМЭВ составляет 150 тыс. запросов в сутки при имеющемся 15-кратном запасе по производительности используемого программно-аппаратного комплекса СМЭВ и возможностью масштабирования.
Федеральный сегмент 7 КЦОД Узел доступа СПД IP/MPLS Региональные сегменты Региональные и муниципальные информационные системы - резервированный - очищенный от DDOS Мбит/с - резервированный - защищенный - гарантированная доставка - 1 Гбит/с - защищенный - гарантированная доставка Мбит/с - защищенный - гарантированная доставка - 10 Мбит/с ИС Интернет Разработано типовое решение регионального сегмента инфраструктуры электронного правительства (РИЭП); Региональный сегмент инфраструктуры развернут для 83 субъектов РФ; Обеспечена интеграция региональных сегментов с федеральным уровнем; К 16 июня 2011 года практически для всех регионов обеспечена технологическая готовность к реализации межведомственного электронного взаимодействия; К единой системе электронного правительства подключены 36 регионов; Завершены 14 пилотных проектов. Ведутся работы по переводу услуг в электронный вид в 27 регионах. Единая инфраструктура электронного правительства
Задействование центров продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком» Установлено 520 инфоматов в 30 субъектах РФ; Открыто 8 центров выдачи ЭЦП и 28 пунктов выдачи кодов активации на базе ЦПОК «Ростелеком» в различных регионах; В ближайшее время будет открыто 44 центра в субъектах РФ. ЭЦП ГОСТ
14 План развертывания и подключения систем к Электронному правительству Обследование и проектирование Обследование инфраструктуры связи. Анализ состава ИС в регионе. Разработка ТЭО. Разработка плана подключения к сервисам ведомств и перевода услуг в электронный вид. Проектирование общей системы ЭП субъекта РФ. Описание процессов оказания услуг для разработки проектов нормативных документов регионального уровня. Развертывание аппаратного и программного обеспечения на ограниченном количестве объектов. Комплектование и обучение персонала. Принятие нормативных документов. Развертывание аппаратного и программного обеспечения на всей территории региона. Выбор варианта организации эксплуатации. Разработка эксплуатационной документации. Создание ИТ- службы (или выбор эксплуатирующей организации). Сдача в промышленную эксплуатацию. Организация сопровождения. Внедрение Сдача в эксплуатацию
Зоны ответственности по подключению к Электронному правительству Администрация субъекта РФ Технические исполнители Инфраструктура обеспечения перевода услуг в электронный вид: Портал ГУ СМЭВ СИР Инфраструктура ведомственных ИС как сервис: Подключение пользователей Обучение пользователей Заведение НСИ Подписание Соглашения с Ростелекомом; Распоряжение на создание ЭП и перевод услуг в электронный вид; Организация межведомственной РГ; Участие в работах по организации межведомственного взаимодействия Подготовка выводов и рекомендаций для учета в дальнейшем развитии ЭП и услуг в электронном виде в регионе Проведение обследования; Управление созданием, внедрением, функционированием и эксплуатацией тестового макета Поставка, пусконаладка и сетевая интеграция всего комплекса оборудования и ПО Обеспечение интеграции с информационными системами ведомств Подключение всех пользователей к каналам связи
Регулятивные: появление новых и модификация существующих требований регулятора в процессе построения и эксплуатации системы ЭП; Совместимости: вероятность несоблюдения единых технологических стандартов и принципов функционирования системы ЭП, трудоемкая организация взаимодействия с ведомственными информационными системами; Унификации: возможные проблемы при интеграции с компонентами федерального уровня, высокая стоимость обучения персонала, трудоемкая организация взаимодействия с системой ЭП других; Инвестиционные: высокий уровень стартовых затрат на разработку и внедрение элементов инфраструктуры регионального уровня, недостаточный уровень экспертизы при технологической приемке решения на всех этапах его создания, высокие трудоемкость и стоимость обеспечения защиты персональных данных и выполнения требований по информационной безопасности необходимого уровня; Эксплуатационные: постоянный рост затрат на развитие и эксплуатацию систем регионального сегмента инфраструктуры, включая необходимость технологического контроля качества и безопасности услуг и сервисов Риски создания выделенной региональной системы Электронного правительства
Предпосылки и цели создания национальной «облачной» платформы Развитие нового рынка разработки «облачных» сервисов и предоставления ИТ-услуг. Мировые тенденции эволюции информационных технологий: от мейнфреймов к «облачным» технологиям. Повышение надежности и безопасности функционирования масштабируемой инфраструктуры. Уменьшение затрат на создание, модернизацию и сопровождение инфраструктурных решений и аппаратных комплексов за счет использования динамически выделяемых ресурсов Платформы. Исключение дублирования разработок за счет использования типовых сервисов, распространяемых по модели SaaS. Обеспечение прозрачности расходов на ИТ ОИВ различных уровней за счет использования стандартизованных сервисов с фиксированной стоимостью. Сокращение времени развертывания и внедрения решений. Масштабная информатизация деятельности муниципалитетов на базе доступных сервисов и динамически предоставляемой инфраструктуры.
Разработка концепции, архитектуры и стандартов «облачной» платформы; Создание отказоустойчивой масштабируемой инфраструктуры для развертывания платформы на базе 7 коллективных центров обработки данных; Формирование платформы разработки «облачных» приложений; Формирование широкого спектра экономически выгодных комплексных «облачных» сервисов, предоставляемых по модели SaaS для региональных органов государственной власти и муниципалитетов. Задачи создания национальной «облачной» платформы
Подсистема «Портала администратора» Подсистема «Электронный магазин приложений» Подсистема «Портала пользователя» Подсистема «Биллинг» Подсистема управление сервисами Подсистема предоставления сервисов ЭП Подсистема интеграции Подсистема упр. приложениями Подсистема управления БД Подсистема «Web-сервер» Подсистема упр. программным кодом Подсистема полнотекстового поиска Подсистема резервного копирования Подсистема балансировки нагрузки Подсистема управления вычислительными ресурсами Подсистема управления хранилищами данных Подсистема управления сетью Подсистема управления образами ВМ Подсистема информационной безопасности Подсистема интеграции Система виртуализации Подсистема управления БД ЖКХ Безопасный город Медицина Образование Культура Электронный документооборот Транспорт Управление имуществом МФЦ Офисные приложения ERP, CRM, SCM и т.д. Другие приложения Уровень SaaS Уровень IaaSУровень PaaS Серверные комплексы Коммутаторы СХД Другое оборудование Средства обеспечения ИБ Аппаратный уровень Архитектура «облачной» платформы
Формирование инфраструктуры электронного правительства (унифицированное решение) Региональные ЦОД Органы местного самоуправления Региональные органы исполнительной власти РИЭП Федеральный ЦОД Прикладные ИС
Обеспечение предоставления услуг в эл.виде: интеграция, прикладные сервисы Региональные ЦОД (КЦОД) Органы местного самоуправления Региональные органы исполнительной власти Прикладные ИС Федеральный ЦОД РИЭП
Развитие компонентов и создание новых сервисов инфраструктуры федерального и регионального уровня (государственная электронная почта, мобильные сервисы, сервисы оплаты услуг и др.); Создание национальной «облачной» платформы, разработка концепции, проектов стандартов; Формирование полноценного набора «облачных» сервисов на базе партнерских решений для исполнения задач перевода региональных и муниципальных услуг в электронный вид; Подключение к единой системе электронного правительства регионов и муниципалитетов; Реализация 10 муниципальных пилотов; Изготовление до конца 2011 г. и размещение в регионах 500 инфоматов нового типа; Открытие центров выдачи ЭЦП и кодов активации гражданам во всех регионах. Тактические задачи этапа 2.0
Переход на «облачные» технологии позволит оптимизировать затраты на инфраструктурные ресурсы в 30 раз и сократить срок разработки и внедрения систем в эксплуатацию в 5 раз. Прогнозируемые результаты
Покрытие создаваемыми системами услуг по перечню 1993-р Социальная защита 16 услуг Занятость и ЗАГС 6 услуг Культура 4 услуги ЖКХ 5 услуг Имуществен- но-земельные отношения 7 услуг Электронный колледж ИС ЖКХ ИС ИЗК Каталог и архив библиотек СЭД e-МФЦ ЗАГС Образова- ние 9 услуг Здраво- охранение 11 услуг МИС Электронный детсад Электронная школа
Спасибо за внимание!