Обучающий модуль Интерактивные методы Модульная программа профилактики
Метод – способ достижения цели Метод в педагогике - способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач Метод обучения – система дидактических приёмов и средств обучения
Классификация методов обучения в зависимости от предмета классификации Источники знаний (словесные, наглядные, практические); Основные дидактические цели (методы приобретения, применения знаний, формирования умений и навыков, творческой деятельности, контроля); Деятельность человека (осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации учения, контроля)
Классификация методов обучения Обеспечиваемый результат традиционные – лекции, семинары, практические занятия (обеспечивают функцию трансляции знаний), новые -имитационные (обеспечивают усиление мышления и мотивации), новейшие – организационно-деятельностные, организационно-мыслительные (формирование интеллектуальной культуры и саморазвития).
Методические подходы можно разделить на три группы: Пассивные методы. Активные методы. Интерактивные методы.
Традиционное обучение Ученик Учитель Ученик Ученик
Пассивный подход Обучаемый выступает в роли "объекта" обучения, учитель является основной действующей фигурой, учащиеся в роли пассивных слушателей. Обратная связь осуществляется посредством опросов, контрольных работ. Считается неэффективным с точки зрения усвоения учебного материала. Его плюсы - нетрудоемкая подготовка урока и возможность передачи большого количества учебного материала в ограниченное время (лекция).
Новое обучение - активное Ученик Учитель Ученик Ученик
Активный подход Обучаемый выступает "субъектом" обучения, учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом и учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока, здесь они находятся на равных. (самостоятельная работа, творческие задания). Пассивныe уроки предполагали авторитарный стиль обучения, активные – демократический стиль.
Инновационное - интерактивное Ученик Учитель Ученик Ученик
Интерактивный подход форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой более широкое взаимодействие учеников друг с другом и доминирование активности учащихся в процессе обучения. Из объекта они становится субъектом взаимодействия, имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Местo учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Технология активного обучения Организация учебного процесса, при которой обязательно участие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, которое публично, либо от его деятельности зависит выполнение поставленной перед всей группой познавательной задачи. Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность, вовлекающие в мыслительную и поведенческую деятельность.
Интерактивные методы («Intеr» - это взаимный, «act» действовать) взаимодействие. способы целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий развития. «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Признаки интерактива Задействование всех каналов передачи информации (слух, зрение, телесные ощущения, обоняние, вкус). Двигательная активность. Взаимодействие, совместная деятельность. Активность и самостоятельность. Постоянная обратная связь. Эмоции. Рефлексия.
инструменты Полилог в котором слышно каждого, возможность иметь свою точку зрения и ее высказать. Диалог восприятие участниками себя как равных партнёров. Обмен и соотношение мнений с другими. Мыследеятельность – не трансляция готовых знаний, а организация самостоятельной познавательной деятельности. Смыслотворчество – процесс осознанного создания новых для себя смыслов, содержания предметов и явлений по проблеме, Свобода выбора – сознательное регулирование своего поведения. Ситуации успеха – создание условий получения положительных эмоций. Успех - мотив к саморазвитию. Рефлексия – самоанализ, самооценка деятельности.
Результаты использования интерактивных методов Повышение интереса и эффективности усвоения занятий. Формирование и развитие коммуникативных навыков. Активизация мышления. Устойчивая и длительная активность в процессе занятий. Формирование ответственного отношения к собственным поступкам. Практикоориентированность, формирование жизненного опыта Формирование и развитие навыков планирования.
Классификации интерактивных методов Предмет – ведущая функция во взаимодействии методы организации коммуникации; методы организации мыследеятельности; методы организации смыслотворчества; методы организации практического взаимодействия; методы организации рефлексивной деятельности.
Арсенал интерактивных подходов Творческие задания; Работа в малых группах; Использование внешних ресурсов; Специальные проекты; Аудиторные методы (работа с учебными пособиями, ученик в роли учителя, учит каждого); Обсуждение дискуссионных вопросов и проблем (ток- шоу», дебаты,фокус-группа); Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм»); Обучающие игры (ролевые, деловые и образовательные игры); case-study (анализ конкретных, практических ситуаций); создание образовательных тематических ресурсов.
Творческие задания: не имеет однозначного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения
Внешние ресурсы: Приглашение специалистов Экскурсии на готовые экспозиции Тематический подбор мероприятия (кино, спектакль, зоопарк, музей…)
Специальные проекты: соцuальные пpoeкmы, соревнованuя, радио u газеты, фильмы, сnектаклu, выставки, представления, песни и сказки + любые фантазии
Аудиторные методы Адоптация существующих с активизаций роли учащихся и использование ТСО работа с наглядными, видео- и аудио материалами, ученик в роли учителя, каждый учит каждого,
Дискуссия Этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.
Работа в малых группах: популярная стратегия, дает всем учащимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения. Неотъемлемая часть многих интерактивных методов, требуется соблюдение правил работы в группах.
Обучающие игры: представляет собой в комплекс ролей с различными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения. Формируют важные компетенции, коммуникативные способности, умение работать в группах, самостоятельность мышления и т. д. От преподавателя требуется большая предварительная методическая подготовка.
Тренинги: обучение, в котором основное внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и подходам. Направлен на развитие не только навыков межличностного взаимодействия, но и на повышение общего уровня их компетентности.
Case-study: анализ конкретных ситуаций, предполагает переход от накопления знаний к практико- ориентированной деятельности. Цельнаучить анализировать информацию, выявлять проблемы, выбирать решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. Развивает навыки групповой, командной работы, анализа и планирования.
Функции педагога в интерактивных формах Тренер Тьютор Фасилитатор/модератор Медиатор Коуч
При разработке обратить внимание Характеристика участников (пол, возраст, религия…). Выбор темы, формулировка цели. Временные рамки проведения занятия. Выбрать оптимальную форму проведения занятия. Перечень необходимых условий, оборудование. Продумать практический блок. Перспектива реализации полученных знаний. Программа занятия. Раздаточные материалы (должны быть адаптированы для аудитории структурированы).
Образовательная среда Спроектированная система комплексного обеспечения учебной деятельности, обладающая потенциалом формирующего воздействия: учебно-методическое сопровождение пространственная организация
Игротехники Упражнение «Ладошка»