Семинар-совещание Создание условий, обеспечивающих формирование социальных компетенций у несовершеннолетних 30 августа 2013г г.Саянск
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. (Стратегия модернизации образования в РФ)
К ключевым компетентностям относятся: Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Личностная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.
Социальная компетентность - интегративное личностное образование, объединяющее в систему знания человека об обществе и самом себе, умения, навыки поведения в обществе, а также отношения, проявляемые в личностных качествах человека, его мотивациях, ценностных ориентациях, позволяющих интегрировать внутренние и внешние ресурсы для достижения социально значимых целей и решения проблем.
Социальная компетентность человека включает в себя: знания об устройстве и функционировании социальных институтов в обществе; о социальных структурах; о различных социальных процессах, протекающих в обществе
Социальная компетентность человека включает в себя: знания ролевых требований и ролевых ожиданий, предъявляемых в обществе к обладателям того или иного социального статуса
Социальная компетентность человека включает в себя: знания общечеловеческих норм и ценностей, а также норм (привычек, обычаев, традиций, нравов, законов, табу и т.п.) в различных сферах и областях социальной жизни
Социальная компетентность человека включает в себя: знания и представления человека о себе, восприятие себя как социального субъекта
Социальная компетентность человека включает в себя: навыки ролевого поведения, ориентированного на тот или иной социальный статус
Социальная компетентность человека включает в себя: умения и навыки эффективного социального взаимодействия
Личностный компонент Социальная ответственность Эмоциональная устойчивость Социабельность Личностная активность Адекватная самооценка Волевой контроль Уверенность в себе Толерантность Мотивация достижения
Когнитивный компонент знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни; знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе
Нравственно-ценностный компонент Наличие жизненных ориентаций и целей Принятие здорового образа жизни, осознание опасности употребления наркотических средств
Деятельностный компонент Умения: анализировать ситуации взаимодействия людей; правильно оценивать вербальную и невербальную экспрессию во взаимодействии с другими людьми; предвидеть последствия деятельности и поведения своего и других; логика социального взаимодействия Навыки: конструктивного взаимодействия с окружающими; коммуникативного контроля; общительности; организации продуктивной, социально- ориентированной деятельности
Опыт социального взаимодействия культивирование педагогами собственной позиции ребенка в различных ситуациях социального взаимодействия; постановка ребенка в ситуации выбора; обращение педагогов к личностным смыслам подростков в социальной деятельности; активное использование групповой работы, организованной в соответствии с правилами социального взаимодействия ориентация на задачи возрастного развития личности подростка в процессе взаимодействия
Педагогические условия формирования социальной компетентности у подростков группы риска в образовательном учреждении 1. Наличие специально организованной социально-педагогической помощи с учетом негативно влияющих факторов, построенной на реализации вариативных воспитательных программ. 2. Возможность переживания такими подростками ситуации социальной успешности в различных сферах жизнедеятельности. 3. Согласованность педагогического влияния на таких учащихся.
Принципы социально-педагогической поддержки школьников группы риска в ОУ гуманистической направленности социально- педагогической деятельности природосообразности культуросообразности субъектности индивидуализации диалогичности само- и взаимоподдержки социальной адекватности социального закаливания
Воспитывающая среда школы как фактор формирования социальной компетентности ( заместитель директора МБОУ СОШ 2 Елохина Анжела Владимировна ) Условия формирования социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе ( классный руководитель МБОУ СОШ 4 Чумакова Елена Николаевна ) Дополнительное образование как условие успешной социализации личности школьника ( заместитель директора ДДТ «Созвездие» Григорьева Елена Александровна)