Совершенствование текстовой компетентности учащихся на уроках биологии
выделять в тексте главную мысль; объяснять, почему текст имеет то или иное название, и находить в нем подтверждение своему решению; кратко излагать текст; создавать список ключевых слов; конспектировать учебную информацию; ставить к тексту простые вопросы; составлять план параграфа; выстраивать «пирамиды понятий»; устанавливать ближайшие и отдаленные связи между терминами; реферировать учебную информацию. Умений и навыков самостоятельной работы с учебной литературой:
10% от прочитанного 20% от услышанного 30% от увиденного Это 1 -й уровень – пассивный. 50% от услышанного и увиденного 70% от сказанного им самим 90% от сделанного им самим Это 2-й уровень - активный Результаты психологических исследований:
анализ: мысленное разделение предметов и явлений на части или свойства (цвет, форма, вкус и т.п.); синтез: мысленное объединение частей или свойств предметов и явлений в единое целое; сравнение: сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними; обобщение: мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам; абстрагирование: выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа). Мыслительные операций при изучении текста или термина:
Методы обработки учебной информации Мини- лекция
Методы обработки учебной информации Мини- лекция Сворачивание- разворачивание термина (пирамида понятий).
Методы обработки учебной информации Мини- лекция Сворачивание- разворачивание термина (пирамида понятий). Термино- логическая карта
Ткань (клетка+межклеточное вещество) клетка Цитоплазма, ядро Митохондрии, рибосомы, лизосомы Понятие СущностьПодробно ТканьГруппа клеток с окружающим ихВ организме человека 4 вида: межклеточным веществом,нервная, эпителиальные, объединенные общиммышечные, ткани внутренней происхождением, схожим строением и одинаковой функцией среды организма
Понятие СущностьПодробно ТканьГруппа клеток с окружающим их В организме человека 4 вида: межклеточным веществом,нервная, эпителиальные, объединенные общим мышечные, ткани внутренней происхождением, схожим строением и одинаковой функцией среды организма
Методы обработки учебной информации Мини- лекция Сворачивание- разворачивание термина (пирамида понятий). Термино- логическая карта Гипертекст
Методы обработки учебной информации Мини- лекция Сворачивание- разворачивание термина (пирамида понятий). Термино- логическая карта Гипертекст Пять предложений
тезис 1 – введение (поясняет, о чем идет речь в тексте; составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи); тезис 2 – раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов); тезис 3 – может быть в виде вопроса или призыва (заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна); тезис 4 – новый аргумент (повторяться нежелательно) в пользу значимости изучаемой проблемы или ответ на вопрос, поставленный в тезисе 3; тезис 5 – заключение (подведение итогов задания).
Методы обработки учебной информации Мини- лекция Сворачивание- разворачивание термина (пирамида понятий). Термино- логическая карта Гипертекст Пять предложений Выражение мысли другим словом
«Большая часть жгутиконосцев – одноклеточные организмы». Иначе «Почти все родственники эвглены – простейшие». Выразить мысль другими словами;
Методы обработки учебной информации Мини- лекция Сворачивание- разворачивание термина (пирамида понятий). Термино- логическая карта Гипертекст Пять предложений Выражение мысли другим словом Метод фокальных объектов
картонная, большая, красивая, маленькая, старая Картонная птица – оригами. Большая птица – аист, гриф. Маленькая птица – колибри. Красивая птица – декоративная (канарейка). Старая птица – вымершая (дронт, странствующий голубь и др.).
Методы обработки учебной информации Мини- лекция Сворачивание- разворачивание термина (пирамида понятий). Термино- логическая карта Гипертекст Пять предложений Выражение мысли другим словом Метод фокальных объектов Включение понятий в систему
желудочно-кишечный тракт, кожа, печень, пыль, косметика, вдыхаемый и выдыхаемый воздух, экскременты, пища, пот, кровь, лимфа, легкие, почки, экскреты (моча). Включение понятий в систему
Методы обработки учебной информации Мини- лекция Сворачивание- разворачивание термина (пирамида понятий). Термино- логическая карта Гипертекст Пять предложений Выражение мысли другим словом Метод фокальных объектов Включение понятий в систему Различные виды игр
Игра «Шифровка» Хищная корова хоботом и ластами грызет насекомых, а рукокрылая лошадь помогает обезьяне собирать яйца в сумку. Перечислены отряды Хищные, Парнокопытные, Хоботные, Ластоногие, Грызуны, Насекомоядные, Рукокрылые, Непарнокопытные, Приматы, подклассы Яйцекладущие и Сумчатые.
Синту Строка 1 – слово, обозначающее то, что описывается (объект, событие или явление, ведущий термин по теме). Строка 2 – наблюдение за описываемым, выраженное через ощущение (зрение, осязание, слух или обоняние). Строка 3 – мысль, чувство, оценочное суждение о том, что описывается. Строка 4 – еще одно наблюдение, выраженное посредством ощущения, отличного от использованного во второй строке; Строка 5 – смысловой признак объекта описания, выраженный одним словом.
Мусор, Искажающий все живое, Откровенная правда, Угнетающий чистоту жизни, Отравляет.
Ш.А. Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».