Цель урока: обобщение знаний о средах водных растворов электролитов, водородном показателе, индикаторах с различными случаями гидролиза солей
Задачи урока: Развивать умения учащихся составлять ионные уравнения гидролиза солей. Углубить знания о свойствах солей, понимания практического значения гидролиза в природе и жизни человека. Развивать мышление учащихся на основе проблемного подхода, умения делать выводы из наблюдений, мыслительных экспериментов. Развивать умения работать с таблицами и дополнительной литературой.
«ГИДРО» – вода «ЛИЗИС» - разложение Вывод: Гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой.
Ответ: Вода- слабый электролит. Она в малой степени диссоциирует на ионы: Н 2 О Н + ОН
Концентрация ионов водорода определяет кислотность, а концентрация ионов гидроксила – щёлочность раствора ( среды) Она выражается грамм-ионом на 1 л раствора. [ Н ], [ ОН ]
В воде концентрация ионов водорода [Н ]и концентрация ионов гидроксила[ОН ] одинаковы. На основании измерения электропроводности воды найдено, что в 1л её при t+ 22 ° С диссоциации подвергается 0, моль. Последнюю величину лучше выражать отрицательным показателем степени числа 10, т.е. 10 Итак: в 1л воды диссоциируется на ионы
В любом водном растворе концентрация ионов водорода и ионов гидроксила не могут быть равны 0. Вывод: если к воде добавить кислоту, то [Н ] будет > 10, [ ОН ] < 10 и наоборот, если добавить щёлочь, [ Н ]
Понятие РН удобно применять для характеристики реакций растворов : Нейтральная РН = 7 Кислая РН < 7 Щелочная РН > 7
Проведём опыт 1. В раствор FeCl 3 добавим несколько капель метиллового оранжевого индикатора. Что наблюдаем? Ответ: Окраска раствора – красная FeCl 3
Проведём опыт 2 HCl В пробирку с соляной кислотой добавим несколько капель метиллового оранжевого. Что наблюдаем? Ответ: окраска раствора- ярко розовая ( красная) Вывод: раствор хлорида железа и раствор соляной кислоты имеет РН < 7, значит среда - кислая
Используя таблицу растворимости солей, проанализируем состав соли. Каким основанием и какой кислотой образована соль? Сильным или слабым электролитами являются эти основания? Ответ: Соль FeCl 3 - основанием Fe (ОН) 3 и нерастворимой и сильной кислотой НСl
Составьте уравнение реакции молекулярное, полное и сокращённое ионное. FeCl 3 +HOH HCl+FeOHCl 2 Fe + 3Cl +HOH H +Cl + FeOH +2Cl Fe + HOH FeOH +H РН [ ОН ] Вывод: Что сильнее, то и определяет среду. Среда кислая - есть избыток ионов водорода
Проверь себя: среди названий солей (на столе) выберите соли, образованные сильной кислотой и слабым основанием и поставьте таблички. Ответ: сульфат аллюминия РН < 7 нитрат меди РН < 7 хлорид аллюминия РН < 7
В раствор карбоната натрия добавим 1-2 капли фенол фталеина. Что наблюдаем? Ответ: раствор окрасился в малино- вый цвет Вывод: В растворе карбоната натрия так же как и в растворе гидроксида нартия РH >7, значит среда щелочная NaCO 3
Ответ: Угольная кислота- слабая, гидроксид натрия – сильная, основание -щёлочь
Na 2 CO 3 + HOH Na OH + Na HCO 3 2Na + CO 3 + HOH Na +OH +Na +HCO 3 CO 3 +HOH OH + HCO 3 PH > 7 [ Н ] < [ ОН ] Вывод: раствор соли, образованный сильным основанием и слабой кислотой имеет щелочную среду, так как имеет избыток гидроксид -анионов 2 2
метилоранж фенолфталеин Ответ: цвет - оранжевый цвет-не изменился Вывод: раствор NaCl имеет РН=7,среда нейтральная NaCl
Ответ: HCl- кислота,сильный электролит Na OH – гидроксид натрия, сильное основание, щёлочь
Na Cl +HOH Na OH + HCl Na +Cl + HOH Na +OH +H +Cl HOH OH +H РН=7 [ Н ] = [ ОН ] Вывод: раствор соли, образованный сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду
Проверь себя: среди названий солей (на столе) выберите соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием и поставьте таблички. Ответ: сульфат натрия РН =7 нитрат калия РН =7
Порча производственного оборудования Выработка из непищевого сырья ценных продуктов(бумага, мыло, спирт, глюкоза, белковые дрожжи) Очистка промышленных стоков и питьевой воды (сульфат алюминия + вода гидроксид алюминия) Подготовка тканей к окрашиванию Известкование почв
Преобразование земной коры Обеспечение слабощелочной среды морской воды
Стирка Мытьё посуды Умывание м мылом Процессы пищеварения
Количественно гидролиз соли характеризуется степенью гидролиза ɣ - гидролизированных ионов соли ɣ=-- ɣ- общее количество вещества Степень гидролиза по аниону зависит от степени диссоциации кислоты, от природы соли, концентрации раствора и температуры. Степень гидролиза по катиону зависит от природы катеону. Гидролиз по катиону усиливается
Принцип Ле Шателье: повышение t – равновесие смещается вправо, степень гидролиза увеличивается. Для усиления гидролиза соли необходимо раствор разбавить и нагреть. Для ослабления гидролиза соли необходимо понизить t и увеличить концентрацию соли.
Химический графический диктант · - нет - да Ответь на вопрос, в строчку поставив знак. 2. Обменяйся с товарищем бланком 3. Проверь и поставь оценку согласно условиям: 4-5 ошибок-оценка ошибок –оценка 4 1 ошибка –оценка 5 Ответы: