Писатели и поэты родного края Районное управление образованием МО «Бичурский район» Бичурская средняя общеобразовательная школа 2. Выполнила: Балабанова Вика 10 «а» класс Руководитель: Степанова Е.П. 2011г.
Оглавление 1. Введение Введение Краткая биография и анализ произведений авторов Краткая биография и анализ произведений авторов Заключение Заключение Список использованной литературы Список использованной литературы Приложение Приложение. -11
Введение Бурятская советская литература- подлинное детище Великого Октября. Ее первые произведения- песни, стихи, пьесы- появились в годы гражданской войны. Они возникли почти одновременно в самых различных местах Бурятии. Авторами их выступили Х.Намсараев, С.Балдаев, С.Туя, Б.Барадин, И. Дадуев- люди разного уровня образования и различных идейных ориентаций. Бурятская советская литература- подлинное детище Великого Октября. Ее первые произведения- песни, стихи, пьесы- появились в годы гражданской войны. Они возникли почти одновременно в самых различных местах Бурятии. Авторами их выступили Х.Намсараев, С.Балдаев, С.Туя, Б.Барадин, И. Дадуев- люди разного уровня образования и различных идейных ориентаций. За прошедшие года бурятская литература стала зрелой литературой, в ней представлены все жанры современной литературы. За прошедшие года бурятская литература стала зрелой литературой, в ней представлены все жанры современной литературы. Об успешном развитии прозы, да и в целом литературы свидетельствует высокий уровень идей и художественного мастерства и интенсивность роста такого жанра, как роман- самого крупного жанра развитых литератур. Роман Жамсо Тумунова много раз издавался на бурятском, русском языках, кроме того, он опубликован на казахском, монгольском, чешском, словацком, венгерском, немецком языках; трилогия Д.Батожабая «Похищенное счастье» также много раз издана на русском языке в центральном издательстве, опубликованы все три романа на монгольском языке, а первая книга трилогии- на украинском, литовском языках. Широкую известность получили романы: «Хилок наш бурливый» Б.Мунгонова, «Разрыв-трава», «Жестокий век» И. Калашникова, «Долина бессмертников» В.Митыпова, «Доржи сын Банзара» Ч. Цыдендамбаева, « Подлеморье» М. Жигжитова, «Путь праведный» Б.Санжина, « Поющие стрелы» А. Бальбурова, «Лицо человека» Ш-С Бадлуева. Об успешном развитии прозы, да и в целом литературы свидетельствует высокий уровень идей и художественного мастерства и интенсивность роста такого жанра, как роман- самого крупного жанра развитых литератур. Роман Жамсо Тумунова много раз издавался на бурятском, русском языках, кроме того, он опубликован на казахском, монгольском, чешском, словацком, венгерском, немецком языках; трилогия Д.Батожабая «Похищенное счастье» также много раз издана на русском языке в центральном издательстве, опубликованы все три романа на монгольском языке, а первая книга трилогии- на украинском, литовском языках. Широкую известность получили романы: «Хилок наш бурливый» Б.Мунгонова, «Разрыв-трава», «Жестокий век» И. Калашникова, «Долина бессмертников» В.Митыпова, «Доржи сын Банзара» Ч. Цыдендамбаева, « Подлеморье» М. Жигжитова, «Путь праведный» Б.Санжина, « Поющие стрелы» А. Бальбурова, «Лицо человека» Ш-С Бадлуева.
Введение 2.Систематизация и обобщение материала. 2.Систематизация и обобщение материала. Что же касается успехов представителей бурятской поэзии, то в целом можно сказать, у нас в республике много поэтов. Что же касается успехов представителей бурятской поэзии, то в целом можно сказать, у нас в республике много поэтов. Современная бурятская литература гордится творчеством лауреата Государственной премии РСФСР имени А.М.Горького поэта Николая Дамдинова, чьи стихи, поэмы приобрели широкую известность в нашей стране. Его поэзия отличается стилевым богатством и философским осмыслением явлений жизни. Знание истории и обычаев родного народа, мастерское переосмысление обычного бытового факта в факт высокой гражданской поэзии, умение свободно вести поэтическое повествование. И у нас в Бичурском районе и в Бичуре есть свои писатели и поэты. Современная бурятская литература гордится творчеством лауреата Государственной премии РСФСР имени А.М.Горького поэта Николая Дамдинова, чьи стихи, поэмы приобрели широкую известность в нашей стране. Его поэзия отличается стилевым богатством и философским осмыслением явлений жизни. Знание истории и обычаев родного народа, мастерское переосмысление обычного бытового факта в факт высокой гражданской поэзии, умение свободно вести поэтическое повествование. И у нас в Бичурском районе и в Бичуре есть свои писатели и поэты. Я написала работу в виде « Литературной карты» Бичуры, Бичурского района, посвященного творчеству писателей и поэтов, чьи имена связаны с ними. Краеведческая тема была и будет всегда актуальна. Я написала работу в виде « Литературной карты» Бичуры, Бичурского района, посвященного творчеству писателей и поэтов, чьи имена связаны с ними. Краеведческая тема была и будет всегда актуальна. Цель моей работы : расширить объем своих знаний о местных писателях- краеведах и их произведениях. Цель моей работы : расширить объем своих знаний о местных писателях- краеведах и их произведениях. В соответствии с выбранной темой я поставила перед собой задачи: В соответствии с выбранной темой я поставила перед собой задачи: 1. Изучить имеющуюся публицистическую, историческую литературу и документы.. 1. Изучить имеющуюся публицистическую, историческую литературу и документы.. 2. Обобщить полученные данные. 2. Обобщить полученные данные. 3. Овладеть навыками исследовательской работы. 3. Овладеть навыками исследовательской работы. В своей работе применила методы исследования: В своей работе применила методы исследования: Методы: Поисковый, исследовательский, анкетирование и общение. Методы: Поисковый, исследовательский, анкетирование и общение. Этапы: 1. Сбор фактических данных. Этапы: 1. Сбор фактических данных.
ДОНДОК АЮШЕЕВИЧ УЛЗЫТУЕВ ( гг.)
Дондок Улзытуев- это целое явление в истории Бурятской литературы, это поэт- новатор, поэт-песеник, поэт-лирик.Дондок Улзытуев- это целое явление в истории Бурятской литературы, это поэт- новатор, поэт-песеник, поэт-лирик. В Бичурском районе Бурятии есть село, закрытое со всех сторон отлогими сопками. Одни Из них безлесные травянистые, другие покрыты темными пятнами сосновых перелесков, третьи взяты в полон таежной густой чащей. Село получило название от речки, извивающей между холмами,- Шибертуй. Здесь привольно скоту. И жители села занимаются тут скотоводством..В Бичурском районе Бурятии есть село, закрытое со всех сторон отлогими сопками. Одни Из них безлесные травянистые, другие покрыты темными пятнами сосновых перелесков, третьи взяты в полон таежной густой чащей. Село получило название от речки, извивающей между холмами,- Шибертуй. Здесь привольно скоту. И жители села занимаются тут скотоводством.. В простой трудовой семье 5 декабря 1936 году родился Дондок Аюшеевич Улзытуев. В детстве, и в зрелые годы не забывал извечных забот скотовода, близко к сердцу принимал жизнь родного села.В простой трудовой семье 5 декабря 1936 году родился Дондок Аюшеевич Улзытуев. В детстве, и в зрелые годы не забывал извечных забот скотовода, близко к сердцу принимал жизнь родного села. В декабре 1952 года проходила 4 конференция молодых писателей республики, в работе этой конференции впервые участвовал ученик 7-класса Дондок Улзытуев.В декабре 1952 года проходила 4 конференция молодых писателей республики, в работе этой конференции впервые участвовал ученик 7-класса Дондок Улзытуев. Первая встреча юного Дондока с читателем состоялась в 1953 году, когда газета «Буряад Монголой унэн» опубликовала на своих страницах его маленькое стихотворение «Гулубхаа» (Голубок). На русском языке его стихи впервые появились в год окончания школы в газете «Бурят- Монгольский комсомолец» в переводе В. Мартынова. В 1955 году он с односельчанами около трех месяцев жил и работал в степи. Именно в то время кажется, по- настоящему понял свое призвание: почувствовал себя поэтом степного Забайкалья. После окончания средней школы в 1956г. работал в Бурятском книжном издательстве.Первая встреча юного Дондока с читателем состоялась в 1953 году, когда газета «Буряад Монголой унэн» опубликовала на своих страницах его маленькое стихотворение «Гулубхаа» (Голубок). На русском языке его стихи впервые появились в год окончания школы в газете «Бурят- Монгольский комсомолец» в переводе В. Мартынова. В 1955 году он с односельчанами около трех месяцев жил и работал в степи. Именно в то время кажется, по- настоящему понял свое призвание: почувствовал себя поэтом степного Забайкалья. После окончания средней школы в 1956г. работал в Бурятском книжном издательстве.
Первая книга стихов Улзытуева «Три тайны пера» увидев свет в 1957г. Девятнадцатилетний Дондок Улзытуев в 1957 году поступает в литературный институт им. А.М. Горького. За годы учебы знакомится с сокровищницей мировой литературы, овладевает накопленным к тому времени опытом крупнейших поэтов. Первая книга стихов Улзытуева «Три тайны пера» увидев свет в 1957г. Девятнадцатилетний Дондок Улзытуев в 1957 году поступает в литературный институт им. А.М. Горького. За годы учебы знакомится с сокровищницей мировой литературы, овладевает накопленным к тому времени опытом крупнейших поэтов. Занимаясь в семинаре знаменитого Михаила Светлова, был одним из лучших его участников. Занимаясь в семинаре знаменитого Михаила Светлова, был одним из лучших его участников. В 1963г окончил Литературный институт им. Горького. Работал в издательстве журнала « Байкал». В стихах того периода- и новые, не совсем привычные впечатления и ассоциации, и светлая грусть о алой родине, а главное, большая тема отчизны, огромной многоликой, одинаково для всех близкой, где бы ни жил человек. В 1963г окончил Литературный институт им. Горького. Работал в издательстве журнала « Байкал». В стихах того периода- и новые, не совсем привычные впечатления и ассоциации, и светлая грусть о алой родине, а главное, большая тема отчизны, огромной многоликой, одинаково для всех близкой, где бы ни жил человек. Именно в эту пору рождается у него новый сборник «Млечный путь». ( Советский писатель, 1961г.) Именно в эту пору рождается у него новый сборник «Млечный путь». ( Советский писатель, 1961г.)
В 1959 году Дондок Улзытуев принял участие в работе научной экспедиции по сбору фольклорных материалов в далеких Саянских глубинах, в Окинском аймаке, Организованной сектором литературоведения Бурятского комплексного научно- исследовательского института, что послужило новым толчком в его творчестве. В 1959 году Дондок Улзытуев принял участие в работе научной экспедиции по сбору фольклорных материалов в далеких Саянских глубинах, в Окинском аймаке, Организованной сектором литературоведения Бурятского комплексного научно- исследовательского института, что послужило новым толчком в его творчестве. Вот тогда- то и наметились контуры его будущей книги «Олений рог», « Советский писатель, 1965». Местные жители- охотники и сказители- помогли поэту почувствовать дух своего горного края. События это стало опять открытием для него. И если внимательно вчитываться в строки « Оленьего рога «, то можно заметить, что почти каждая из них дышит могучим зовом тайги и величием горных вершин.. Вот тогда- то и наметились контуры его будущей книги «Олений рог», « Советский писатель, 1965». Местные жители- охотники и сказители- помогли поэту почувствовать дух своего горного края. События это стало опять открытием для него. И если внимательно вчитываться в строки « Оленьего рога «, то можно заметить, что почти каждая из них дышит могучим зовом тайги и величием горных вершин.. Тема всех его одиннадцати сборников стихов, вышедших в Улан-Удэ в годах, родной край, Бурятия, детство, юность, возмужание, родной бурятский народ, его прошлое, настоящее и будущее. Тема всех его одиннадцати сборников стихов, вышедших в Улан-Удэ в годах, родной край, Бурятия, детство, юность, возмужание, родной бурятский народ, его прошлое, настоящее и будущее.
Конечно, в творчестве любого поэта имеются стихи, прежде всего о себе и о своем народе. Но творчество Д.Улзытуева в этом отношении имеет свои особенности. Это- преобладание подобных произведений над другими. Это- напоенность их ароматом устного поэтического народного творчества, что особо не выделишь, не разорвав органическую ткань произведения, не превратив его тем самым в бессмыслицу. Это собственно улзытуевский стиль отображения предмета. И его произведениях нередко встречаются образы, герои из фольклора: Абай гэсэр, Шоно- Багор, Сэрэн-Галдан и.т.п. Многие стихи звучат как народные песни. Неоднократно, поэт пишет о народных обычаях. Так, например, оказавшись темной ночью один в лесу, лирический герой, сидя у костра, приходит к пониманию трепетно уважительного, даже суеверного почитания народом огня, запрета плевать и бросать в огонь грязные отбросы, как в домашний семейный символ жизни («Аадар») Кто не знает чабрец, богородскую траву, наполняющую воздух крепким ароматом? И вот второй, значительный сборник поэта, вышедший в 1961 году, назван «Ая Ганга». Почему? Трава эта просто понравилась поэту? Ая-ганга, Прославившаяся, Став благопожеланием Народа моего.
И действительно, ая-ганга, или просто Ганга с древних времен почиталась в бурятском народе как священная трава. Ее дымом освящали жилье, скот. Водою, впитавшей ее аромат, мыли посуду, чтобы смыть, обезвредить всякую скверну. Все это не обходилось, конечно, без суеверия, наделявшего ее чудодейственной силой. Она использовалась шаманами при религиозных служениях, как ладан попами, как сандал ламами. Таким образом, жизнь бурятского народа, так или иначе была тесно связана с нею. Ушло в прошлое суеверие, связанное с этой травой, и ая-ганга стала лишь приметой родного края. Назвав один из сборников стихов именем этой травы, поэт правомерно избрал ее символом родного края. В сборнике «Радуга» автор пишет, что мать, провожая его в далекий путь, дала ему в дорогу ая-гангу. И находясь далеко от Бурятии, поэт неожиданно увидев ая-гангу радуется, как будто встретился с родным краем, с родным народом. И действительно, ая-ганга, или просто Ганга с древних времен почиталась в бурятском народе как священная трава. Ее дымом освящали жилье, скот. Водою, впитавшей ее аромат, мыли посуду, чтобы смыть, обезвредить всякую скверну. Все это не обходилось, конечно, без суеверия, наделявшего ее чудодейственной силой. Она использовалась шаманами при религиозных служениях, как ладан попами, как сандал ламами. Таким образом, жизнь бурятского народа, так или иначе была тесно связана с нею. Ушло в прошлое суеверие, связанное с этой травой, и ая-ганга стала лишь приметой родного края. Назвав один из сборников стихов именем этой травы, поэт правомерно избрал ее символом родного края. В сборнике «Радуга» автор пишет, что мать, провожая его в далекий путь, дала ему в дорогу ая-гангу. И находясь далеко от Бурятии, поэт неожиданно увидев ая-гангу радуется, как будто встретился с родным краем, с родным народом. Ая- Гангу на Балтике заметив. Ая- Гангу на Балтике заметив. Обрадовался, удивился. Обрадовался, удивился. Как будто сестер, и братьев встретил, Как будто сестер, и братьев встретил, Приветствуя, поклонился. Приветствуя, поклонился. И сердце, сердце билось в восторге, И сердце, сердце билось в восторге, Как будто бы во сне увидел я. Как будто бы во сне увидел я. «На дальней стороне-то, на востоке»- «На дальней стороне-то, на востоке»- По –бурятски запел я. По –бурятски запел я.
Но тема родного края, родного народа в творчестве Д.Улзытуева не является локальной. Она вырастает в тему Родины. Естественна в творчестве Д. Улзытуева тема дружбы народов, интернационализма. Еще в самой первой книжке «Три тайны пера», посвященной детям, начинающий поэт устами пионера, героя стихотворения «Наказ» говорит голубке, чтобы она, будучи в далеких странах, рассказывала черным и белым детям о наших детях и передавала им привет. Поэт всему миру желает всего наилучшего. Ярким примером тому является стихотворение «Желание» в сборнике «Круговорот». У бурят есть свой обычай: песней «Тээгэ» побудить овцу принять своего отвергнутого ягненка. Однажды мальчик Дондок, пожалев такого ягненка, вдохновенно спел «Тээгэ» И овца подпустила к себе, приласкала своего малыша. Тогда мать Дондока, смотря на сына нежно и восхищенно, сказала: « Певцом будешь, мой сынок, песнею « Тээгэ» побудим, овцу принять отвергнутого ягненка-нелегкое дело, ум-разум нужен». Предсказание матери сбылось. И это первое «выступление» запомнилось будущему поэту и он написал о «Тээгэ» стихи и открыл ими один из своих первых сборников « Ая-ганга». Этот случай детства стал как бы истоком тесной органической связи творчества поэта с родным народом.
Справедливость этих строк подтверждается всеми одиннадцатью сборниками поэта. «Цветы», посеянные Улзытуевым. Не являются достоянием только тех, кто умеет их читать по- бурятски. Они стали уже достоянием тех кто читает по-русски, по-латышски, по-киргизски, по- украински, по-якутски и.т.д. Такую возможность читатели получили благодаря труду и таланту поэтов Евг. Евтушенко, Мих. Светлова, Станисл. Кунаева и др, которые перевели стихи Улзытуева на разные языки. Справедливость этих строк подтверждается всеми одиннадцатью сборниками поэта. «Цветы», посеянные Улзытуевым. Не являются достоянием только тех, кто умеет их читать по- бурятски. Они стали уже достоянием тех кто читает по-русски, по-латышски, по-киргизски, по- украински, по-якутски и.т.д. Такую возможность читатели получили благодаря труду и таланту поэтов Евг. Евтушенко, Мих. Светлова, Станисл. Кунаева и др, которые перевели стихи Улзытуева на разные языки. Самым родным, органически близким, дорогим для него является: Самым родным, органически близким, дорогим для него является: Добрый, светлый Добрый, светлый Разум человека Разум человека Для меня родной очаг. Для меня родной очаг. Стихи Улзытуева свидетельствуют, что их автор находился в постоянном творческом поиске. Во многих из них чувствуется в той или иной степени влияние устной поэзии родного народа, его богатого фольклора. Стихи Улзытуева свидетельствуют, что их автор находился в постоянном творческом поиске. Во многих из них чувствуется в той или иной степени влияние устной поэзии родного народа, его богатого фольклора. Стихи и песни Дондока Улзытуева еще долго будут радовать, волновать и звать к прекрасному тысячи и тысячи людей. Стихи и песни Дондока Улзытуева еще долго будут радовать, волновать и звать к прекрасному тысячи и тысячи людей.
Дондубон Цыденжап Дондупович ( гг)
Дондубон Цыденжап Дондупович ( гг) Дондубон Цыденжап Дондупович ( гг) Видный государственный и общественный деятель Бурят-Монголии, выдающийся писатель Цыденжап Дондупович Дондубон (псевдоним-Ц. Дон) прожил всего 33года. За короткую жизнь им созданы замечательные произведения в прозе и поэзии. Он выступал также с критическими статьями, занимался переводами, вел общественную работу. Видный государственный и общественный деятель Бурят-Монголии, выдающийся писатель Цыденжап Дондупович Дондубон (псевдоним-Ц. Дон) прожил всего 33года. За короткую жизнь им созданы замечательные произведения в прозе и поэзии. Он выступал также с критическими статьями, занимался переводами, вел общественную работу. Ц.Дон родился 15 апреля 1905г. в семье крестьянина- середняка в улусе Аяга Бодонгутского сомона Бичурского аймака, в 6 лет он уже хорошо знал азы старомонгольской письменности, а в 1916г. с отличием закончил Ново- Никольское училище, где был одним из лучших учеников. К сожалению, продолжать учебу дальше он не имел возможности, так как вскоре стал единственным работником в семье. Отрочество и юность Ц.Дона пришлись на горячее, неспокойное время: период двух революций и гражданской войны. В возрасте 15 лет Цыденжап начал общественную работу. В 1923г. он вступил в члены ВЛКСМ, активно участвовал в деятельности Шэбэртуйской комсомольской ячейки. Комсомольцы выпускали и вывешивали в людных местах стенгазеты, организовывав кружки ликбеза, избы –читальни, народные дома, где ставили спектакли, поставленные по одноактным пьесам Ц.Дона: « Нухэсэл» (Дружба»), « Баян барлаг хоер» (Богач и батрак ), « Ламын хэрэг» (Дело ламы»). Ц.Дон родился 15 апреля 1905г. в семье крестьянина- середняка в улусе Аяга Бодонгутского сомона Бичурского аймака, в 6 лет он уже хорошо знал азы старомонгольской письменности, а в 1916г. с отличием закончил Ново- Никольское училище, где был одним из лучших учеников. К сожалению, продолжать учебу дальше он не имел возможности, так как вскоре стал единственным работником в семье. Отрочество и юность Ц.Дона пришлись на горячее, неспокойное время: период двух революций и гражданской войны. В возрасте 15 лет Цыденжап начал общественную работу. В 1923г. он вступил в члены ВЛКСМ, активно участвовал в деятельности Шэбэртуйской комсомольской ячейки. Комсомольцы выпускали и вывешивали в людных местах стенгазеты, организовывав кружки ликбеза, избы –читальни, народные дома, где ставили спектакли, поставленные по одноактным пьесам Ц.Дона: « Нухэсэл» (Дружба»), « Баян барлаг хоер» (Богач и батрак ), « Ламын хэрэг» (Дело ламы»). Ц. Дон также открыл в своем родном улусе Аяга школу. Опытнейшего работника приглашают в 1925г. на должность секретаря редакции газеты «Буряад-Монголой унэн». Работа в редакции «Буряад-Монголой унэн» становится для Ц. Дона писательской школой. Им было опубликовано множество статей по вопросам образования и культуры бурятского народа. Вместе с писателями Б. Абидуевым, Д.Дашинимаевым и Х,Намсараевым он открыл в газете уголок сатиры под названием «Алсагар Мархай». В 1935г. Ц. Дон был назначен народным комиссаром просвещения БМАССР, а с 1936 по 1937г. работал в Бурятиздате. Ц. Дон также открыл в своем родном улусе Аяга школу. Опытнейшего работника приглашают в 1925г. на должность секретаря редакции газеты «Буряад-Монголой унэн». Работа в редакции «Буряад-Монголой унэн» становится для Ц. Дона писательской школой. Им было опубликовано множество статей по вопросам образования и культуры бурятского народа. Вместе с писателями Б. Абидуевым, Д.Дашинимаевым и Х,Намсараевым он открыл в газете уголок сатиры под названием «Алсагар Мархай». В 1935г. Ц. Дон был назначен народным комиссаром просвещения БМАССР, а с 1936 по 1937г. работал в Бурятиздате.
Его первый рассказ «Щупата хюдалга» ( «Кровавая расправа») был опубликован в журнале «Тэмсэлэй шэмэг» в 1930г. А второй –« Хэрэг бутэбэ» (Дело сделано»), один из лучших рассказов в творчестве писателя, в 1931г. Позднее выходит повесть Ц.Дона «Хир-тэбэн бара» (Затмение луны»), где рассказывалось о процессе коллективизации, о трудностях перехода к новым формам жизни. Уже здесь проявились характерные особенности творчества Ц.Дона : наглядность описания, выразительность, психологизм, динамичность сюжета. Следующее крупное произведение писателя-«Брынзын санха» («Отрава»), вышло в 1935г. и также получило высокую оценку со стороны читателей. Его первый рассказ «Щупата хюдалга» ( «Кровавая расправа») был опубликован в журнале «Тэмсэлэй шэмэг» в 1930г. А второй –« Хэрэг бутэбэ» (Дело сделано»), один из лучших рассказов в творчестве писателя, в 1931г. Позднее выходит повесть Ц.Дона «Хир-тэбэн бара» (Затмение луны»), где рассказывалось о процессе коллективизации, о трудностях перехода к новым формам жизни. Уже здесь проявились характерные особенности творчества Ц.Дона : наглядность описания, выразительность, психологизм, динамичность сюжета. Следующее крупное произведение писателя-«Брынзын санха» («Отрава»), вышло в 1935г. и также получило высокую оценку со стороны читателей. ТалантЦ.Дона был многогранным. Он был знатоком народной жизни и мудрости своего народа, много ездил по аймакам республики, собирал этнографический материал. Проводя короткие отпускные недели в родной Аяге, он устраивал состязания в острословии. Им было собрано немало улигеров, народных песен, пословиц и поговорок. В 30-е годы большой популярностью среди населения пользовались записанная у разных лиц, обработанная писателем эпическая поэма «Убгэн Жибжээнэй мэргэн», песня «Красный платочек» и др. Ц.Дон был также признанным переводчиком. Им были переведены на бурятский язык политические и художественные произведения советских и зарубежных писателей, в частности «Приключения барона Мюнхаузена» Распе, «Буденовцы» Л.Кассиля ТалантЦ.Дона был многогранным. Он был знатоком народной жизни и мудрости своего народа, много ездил по аймакам республики, собирал этнографический материал. Проводя короткие отпускные недели в родной Аяге, он устраивал состязания в острословии. Им было собрано немало улигеров, народных песен, пословиц и поговорок. В 30-е годы большой популярностью среди населения пользовались записанная у разных лиц, обработанная писателем эпическая поэма «Убгэн Жибжээнэй мэргэн», песня «Красный платочек» и др. Ц.Дон был также признанным переводчиком. Им были переведены на бурятский язык политические и художественные произведения советских и зарубежных писателей, в частности «Приключения барона Мюнхаузена» Распе, «Буденовцы» Л.Кассиля Первый рассказ Ц.Дона «Кровавая расправа» 1930г был первой и удачной попыткой в бурятской литературе. Первый рассказ Ц.Дона «Кровавая расправа» 1930г был первой и удачной попыткой в бурятской литературе.
В неравном ночном бою окружен и разбит партизанский отряд, сорок два человека во главе с командиром Бэликтуевым попали в плен. К белогвардейцам. Их мучают, истязают, запугивают, но ни один не дрогнул, не поддался страху и малодушию. Как первый опыт, рассказ поражает точностью претворения замысла, мужества партизан, их боевая солидарность, готовность отдать свою жизнь, но не отступать. В неравном ночном бою окружен и разбит партизанский отряд, сорок два человека во главе с командиром Бэликтуевым попали в плен. К белогвардейцам. Их мучают, истязают, запугивают, но ни один не дрогнул, не поддался страху и малодушию. Как первый опыт, рассказ поражает точностью претворения замысла, мужества партизан, их боевая солидарность, готовность отдать свою жизнь, но не отступать. Так первым своим рассказом Ц.Дон сразу заявил о себе как писатель-реалист. Так первым своим рассказом Ц.Дон сразу заявил о себе как писатель-реалист. Повесть «Затмение луны» 1932г. это первое произведение литературы в котором воплотились принципы социалистического реализма. Повесть «Затмение луны» 1932г. это первое произведение литературы в котором воплотились принципы социалистического реализма. Писатель Ц.Дон положил в основу повести «Затмение луны» острейшую проблему периода коллективизации- борьбу за укрепление колхозного строя в бурятском улусе, избрав в качестве центрального героя фигуру середняка. Этот выбор не был случайным. Драматическая двойственная по своей социальной сущности фигура середняка оказалась точкой приложения сил противоборствующих классов стремящихся привлечь его на свою сторону. Писатель Ц.Дон положил в основу повести «Затмение луны» острейшую проблему периода коллективизации- борьбу за укрепление колхозного строя в бурятском улусе, избрав в качестве центрального героя фигуру середняка. Этот выбор не был случайным. Драматическая двойственная по своей социальной сущности фигура середняка оказалась точкой приложения сил противоборствующих классов стремящихся привлечь его на свою сторону. Одним из главных достоинств повести Ц.Дона является то, что образ главного героя, человека ничем, в сущности не примечательно не доблестью, ни выдающимися талантами дан в глубоком постижении его внутренней противоречивой сущности. Он в постоянном раздумье, в постоянной душевной борьбе. Ц.Дон в «Затмение луны» верно, отразил типические черты середняка вообще. Это произведение глубоко новаторское по содержанию и по форме. Все идейные и художественные завоевания повести»Затмение луны» помогло закрепить в следующем крупном произведение повести- «Отравление» Одним из главных достоинств повести Ц.Дона является то, что образ главного героя, человека ничем, в сущности не примечательно не доблестью, ни выдающимися талантами дан в глубоком постижении его внутренней противоречивой сущности. Он в постоянном раздумье, в постоянной душевной борьбе. Ц.Дон в «Затмение луны» верно, отразил типические черты середняка вообще. Это произведение глубоко новаторское по содержанию и по форме. Все идейные и художественные завоевания повести»Затмение луны» помогло закрепить в следующем крупном произведение повести- «Отравление» Прошло, лишь несколько лет после событий показанных в первой повести окончательно утвердился и окреп колхозный строй в бурятских улусах. Классовые враги не смеют теперь выступать, сколько- нибудь открыто, но они не сложили оружия. Тайными диверсиями они хотят подорвать новый строй, однако их усилия тщетны, ибо в народе новая жизнь уже вырастила новых прекрасных в своей преданности Родине, цельности характера и мировоззрения людей, Именно о них о людях новой формации, черты которых запечатлены в образах колхозницы комсомолки Дольжи и коммуниста Гомбо. Являющимися главными героями книг, увлеченно и страстно пишет писатель, стремясь создать образы положительных героев,могущих быть примером для подражания. Книга являлась первым опытом в бурятской литературе выражающей непримиримый конфликт между строителями социализма и не добитым враждебным классом. Прошло, лишь несколько лет после событий показанных в первой повести окончательно утвердился и окреп колхозный строй в бурятских улусах. Классовые враги не смеют теперь выступать, сколько- нибудь открыто, но они не сложили оружия. Тайными диверсиями они хотят подорвать новый строй, однако их усилия тщетны, ибо в народе новая жизнь уже вырастила новых прекрасных в своей преданности Родине, цельности характера и мировоззрения людей, Именно о них о людях новой формации, черты которых запечатлены в образах колхозницы комсомолки Дольжи и коммуниста Гомбо. Являющимися главными героями книг, увлеченно и страстно пишет писатель, стремясь создать образы положительных героев,могущих быть примером для подражания. Книга являлась первым опытом в бурятской литературе выражающей непримиримый конфликт между строителями социализма и не добитым враждебным классом.
Ефим Дульский
Автор представляет читателям стихи разных лет; написанные и в школьные годы, и в пору юности, и в зрелые годы. Автор представляет читателям стихи разных лет; написанные и в школьные годы, и в пору юности, и в зрелые годы. Он делиться с нами своим мироощущением, живым отношением ко всему происходящему. Он делиться с нами своим мироощущением, живым отношением ко всему происходящему. В сборнике Е.Дульского «Моя дорога» написаны стихи и песни на разнообразную тему. В сборнике Е.Дульского «Моя дорога» написаны стихи и песни на разнообразную тему. Автор представляет читателям стихи разных лет. Очень много Ефим Дульский пишет о Родине, о своей деревни. Сразу видно как поэт горячо любит свою деревню- село Нижний-Мангиртуй. Написаны несколько стихов о нашей родной Бичуре, о столице Бурятии- городе Улан-Удэ. Также поэт с большой любовью пишет о своих родственниках, о бабушке, о дедушке, о своих близких друзьях. Автор представляет читателям стихи разных лет. Очень много Ефим Дульский пишет о Родине, о своей деревни. Сразу видно как поэт горячо любит свою деревню- село Нижний-Мангиртуй. Написаны несколько стихов о нашей родной Бичуре, о столице Бурятии- городе Улан-Удэ. Также поэт с большой любовью пишет о своих родственниках, о бабушке, о дедушке, о своих близких друзьях. Все эти стихи закрадываются в душу и будоражат сердце. Мне очень нравятся произведения нашего поэта- земляка Е.Дульского. Они очень теплые и искренние. Все эти стихи закрадываются в душу и будоражат сердце. Мне очень нравятся произведения нашего поэта- земляка Е.Дульского. Они очень теплые и искренние.
Нелли Дмитриевна Коробенкова
Заслуженный учитель школы Республики Бурятия Н.Д.Коробенкова за многие годы кропотливых и упорных поисков собрала более двух тысяч писем воинов- фронтовиков Бичурского района, написанных на переднем крае и в госпиталях, а также писем из тыла. Более чем в восьмидесяти очерках автор воссоздает портрет поколения, принявшего на себя жестокий удар войны, размышляет об истоках подвига, о жизни, смерти и любви, о том, как важна- связующая нить поколений. 50 из них вошли в эту книгу. Заслуженный учитель школы Республики Бурятия Н.Д.Коробенкова за многие годы кропотливых и упорных поисков собрала более двух тысяч писем воинов- фронтовиков Бичурского района, написанных на переднем крае и в госпиталях, а также писем из тыла. Более чем в восьмидесяти очерках автор воссоздает портрет поколения, принявшего на себя жестокий удар войны, размышляет об истоках подвига, о жизни, смерти и любви, о том, как важна- связующая нить поколений. 50 из них вошли в эту книгу.
«Привет с фронта» Нелли Дмитриевна Коробенкова. Произведение выпущено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне г. Произведение выпущено к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне г. В книге собрано более двух тысяч писем воинов- фронтовиков Бичурского района, написанных на переднем крае и в госпиталях, а также писем из тыла. В каждом письме много горя и боли, от гибели друзей-однополчан. В книге собрано более двух тысяч писем воинов- фронтовиков Бичурского района, написанных на переднем крае и в госпиталях, а также писем из тыла. В каждом письме много горя и боли, от гибели друзей-однополчан. Также много радости и счастья от Победы наших войск над фашистами. Каждое письмо- это человеческая судьба, опаленная кровопролитной войной. Здесь есть весточки от отцов семейств, которые пишут своим женам и детям. А также от совсем юных пареньков, пишущим матерям и невестам о своей нелегкой службе. Но никто не жалуется на тяготы военного времени, все обещают бить фашистов, мстить за нашу Родину, и обязательно вернуться живыми. Но не всем дано было вернуться, многие наши земляки сложили головы на поле. Когда читаю,некоторые письма с фронта у меня по щекам,катятся слезы. Я горжусь своими земляками, которые кровью и потом завоевали для нас победу! Также много радости и счастья от Победы наших войск над фашистами. Каждое письмо- это человеческая судьба, опаленная кровопролитной войной. Здесь есть весточки от отцов семейств, которые пишут своим женам и детям. А также от совсем юных пареньков, пишущим матерям и невестам о своей нелегкой службе. Но никто не жалуется на тяготы военного времени, все обещают бить фашистов, мстить за нашу Родину, и обязательно вернуться живыми. Но не всем дано было вернуться, многие наши земляки сложили головы на поле. Когда читаю,некоторые письма с фронта у меня по щекам,катятся слезы. Я горжусь своими земляками, которые кровью и потом завоевали для нас победу!
РЕЦЕНЗИЯ : РЕЦЕНЗИЯ : на работу Балабановой Виктории по теме: «Писатели и поэты родного края» на работу Балабановой Виктории по теме: «Писатели и поэты родного края» Данная тема актуальна. Для раскрытия темы; автор решает ряд поэтапных задач. Данная тема актуальна. Для раскрытия темы; автор решает ряд поэтапных задач. Работа состоит из теоретической и практической частей. Работа состоит из теоретической и практической частей. В основной части содержится достаточно большой объем теоретического материала из которого сделаны логические выводы. Методы, использованные во время исследования помогают глубже вникнуть в проблему, проанализировать, осмыслить и обобщить материал. В основной части содержится достаточно большой объем теоретического материала из которого сделаны логические выводы. Методы, использованные во время исследования помогают глубже вникнуть в проблему, проанализировать, осмыслить и обобщить материал. Балабанова Вика хорошо владеет техникой грамотного, осмысленного и выразительного чтения; обладает умением видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям, читателю. Балабанова Вика хорошо владеет техникой грамотного, осмысленного и выразительного чтения; обладает умением видеть в произведении автора и авторское отношение к героям, событиям, читателю. Соответственно Вика способна самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты, выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера, выполнять элементарные исследовательские работы. Соответственно Вика способна самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты, выполнять письменные работы различных жанров, в том числе творческого характера, выполнять элементарные исследовательские работы. Чтение пробудило у Вики интерес к словесному творчеству, формированию умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное, чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться, на прочитанное. Чтение пробудило у Вики интерес к словесному творчеству, формированию умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное, чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться, на прочитанное. У девочки сформировалось потребность в постоянном чтении книги, развит интерес к литературному творчеству, творчеству писателей. Учитывая весь объем проработанного теоретического материала, и наблюдений автора, считаю, что данная работа заслуживает внимания. Оформление работы соответствует требованиям. У девочки сформировалось потребность в постоянном чтении книги, развит интерес к литературному творчеству, творчеству писателей. Учитывая весь объем проработанного теоретического материала, и наблюдений автора, считаю, что данная работа заслуживает внимания. Оформление работы соответствует требованиям.
И. Истомин. «Горькое детство войны»
Эта книга написана по воспоминаниям И.Ф. Истомина, о его горьком, голодном военном детстве. Эта книга написана по воспоминаниям И.Ф. Истомина, о его горьком, голодном военном детстве. Рассказы этой книги написаны так проникновенно, что затрагивают душу. При чтение книги сжимается сердце и на глазах наворачиваются слезы. У детей войны было очень трудное детство. Голод, холод, непосильный труд. Рассказы этой книги написаны так проникновенно, что затрагивают душу. При чтение книги сжимается сердце и на глазах наворачиваются слезы. У детей войны было очень трудное детство. Голод, холод, непосильный труд. Действие книги происходит в то время, когда нашему герою и его друзьям всего 8-10 лет. Действие книги происходит в то время, когда нашему герою и его друзьям всего 8-10 лет. Но не смотря на свой возраст, ребята ведут себя очень мужественно. На равне со взрослыми работают, вкладывая все свои детские силы для победы. Но не смотря на свой возраст, ребята ведут себя очень мужественно. На равне со взрослыми работают, вкладывая все свои детские силы для победы. Я советую прочитать эту книгу всем ребятам и взрослым. Я советую прочитать эту книгу всем ребятам и взрослым. Н.Исаева. «Доля». Н.Исаева. «Доля». Действие романа «Доля» происходит в годах прошлого столетия. Эта книга о житье и правах наших земляков- бичурян. Очень подробно и интересно автор описывает жизнь людей в дореволюционной Бичуре. Также описываются события гражданской войны. Когда брат шел на брата, сын на отца. В этой книге нет главного героя. Действие романа «Доля» происходит в годах прошлого столетия. Эта книга о житье и правах наших земляков- бичурян. Очень подробно и интересно автор описывает жизнь людей в дореволюционной Бичуре. Также описываются события гражданской войны. Когда брат шел на брата, сын на отца. В этой книге нет главного героя. Здесь описана судьба нескольких семей. Мне очень понравился роман «Доля.» Здесь описана судьба нескольких семей. Мне очень понравился роман «Доля.» Книга вызывает интерес. Она читается на одном дыхание. Я много нового узнала из книги о своих земляках, живших много лет тому назад. Книга вызывает интерес. Она читается на одном дыхание. Я много нового узнала из книги о своих земляках, живших много лет тому назад.
Михаил Шиханов «Кедровое молоко.» В этой книге собраны великолепные стихи и рассказы, талантливого поэта и писателя Михаила Шиханова. В этой книге собраны великолепные стихи и рассказы, талантливого поэта и писателя Михаила Шиханова. Стихи написаны на разнообразные темы, о Родине, о природе, о жизни. Когда их читаешь просто забываешь обо всем и думаешь только о них. В этих стихах находится нечто, что очень глубоко затрагивает душу, так, что очень четко представляешь картину этого стихотворения. Также он много пишет, о холодной, таежной Сибири. О ее суровой погоде, о красивых местах Стихи написаны на разнообразные темы, о Родине, о природе, о жизни. Когда их читаешь просто забываешь обо всем и думаешь только о них. В этих стихах находится нечто, что очень глубоко затрагивает душу, так, что очень четко представляешь картину этого стихотворения. Также он много пишет, о холодной, таежной Сибири. О ее суровой погоде, о красивых местах Михаил Шиханов ни только талантливый поэт, но и очень хороший писатель. Кроме стихотворений он пишет рассказы. Большинство рассказов, на тему,» Военное, голодное детство» Хоть у них было мало одежды, еды, казалось, что нет никакой радости, но они находили радость и веру в своих солдат. Каждый ребенок хотел уйти на фронт, чтобы отомстить за своих отцов; которые погибли защищая Родину. Михаил Шиханов ни только талантливый поэт, но и очень хороший писатель. Кроме стихотворений он пишет рассказы. Большинство рассказов, на тему,» Военное, голодное детство» Хоть у них было мало одежды, еды, казалось, что нет никакой радости, но они находили радость и веру в своих солдат. Каждый ребенок хотел уйти на фронт, чтобы отомстить за своих отцов; которые погибли защищая Родину.
Заключение И в заключении я хочу сказать, что моя задача заключалась в том, чтобы расширить объем своих знаний творчества писателей краеведов,заинтересовать детей, чтобы пробудился у ребят познавательный интерес к своему отчему краю, к прекрасному, к книге, к чтению произведений наших местных писателей и поэтов. И хочу закончить своими стихами: И в заключении я хочу сказать, что моя задача заключалась в том, чтобы расширить объем своих знаний творчества писателей краеведов,заинтересовать детей, чтобы пробудился у ребят познавательный интерес к своему отчему краю, к прекрасному, к книге, к чтению произведений наших местных писателей и поэтов. И хочу закончить своими стихами: « Меняется время, приносит молва « Меняется время, приносит молва « Компьютер», «концерн», «ипотеку»… « Компьютер», «концерн», «ипотеку»… А я, как и прежде, душою стремлюсь А я, как и прежде, душою стремлюсь в родную библиотеку». в родную библиотеку». Узнать о писателях наших. Узнать о писателях наших. Которые воспевают, любовь и обычаи наши.. Которые воспевают, любовь и обычаи наши..
Список литературы Анготкин А. Дондок Улзытуев – певец ая-ганги / А. Анготкин // Информ полис. – дек. – С. 4 Анготкин А. Дондок Улзытуев – певец ая-ганги / А. Анготкин // Информ полис. – дек. – С. 4 Гончикова Н. Ая-ганга курится дымом бессмертия / н. гончикова. // Бурятия нояб. Гончикова Н. Ая-ганга курится дымом бессмертия / н. гончикова. // Бурятия нояб. Ц. Дон: [Биография] // Писатели Бурятии: Биогр. Справочник. – Улан-Удэ, 1994г. – с. 41 Ц. Дон: [Биография] // Писатели Бурятии: Биогр. Справочник. – Улан-Удэ, 1994г. – с. 41 Дугаржапова Т. Поэт лирик, поэт-философ / т. Дугаржапова // Бурятия – 2001 год. – 7 дек. С. 8 Дугаржапова Т. Поэт лирик, поэт-философ / т. Дугаржапова // Бурятия – 2001 год. – 7 дек. С. 8 Найдаков В. Ц. – Литература советской Бурятии. – Улан – Удэ – с Найдаков В. Ц. – Литература советской Бурятии. – Улан – Удэ – с Туденов Г. О. Творчество Ц. Дона // Труды / Бурят. Ин-т обществ. Наук. – – Вып. 9. – С Туденов Г. О. Творчество Ц. Дона // Труды / Бурят. Ин-т обществ. Наук. – – Вып. 9. – С Истомин И. Против духовного оупстошения/ и. истомин// Бичурский хлебороб – 29 авг. – с. 4 Истомин И. Против духовного оупстошения/ и. истомин// Бичурский хлебороб – 29 авг. – с. 4 Истомин И. Пора собирать камни [Об экологии] / И. Истомин // Бичурский хлебороб. – – 28 мая. – с. 4 Истомин И. Пора собирать камни [Об экологии] / И. Истомин // Бичурский хлебороб. – – 28 мая. – с. 4 Коробенкова К людям с правдой / м. коробенкова // Бичурский хлебороб – 18 дек.,1983. – 8 дек. Коробенкова К людям с правдой / м. коробенкова // Бичурский хлебороб – 18 дек.,1983. – 8 дек. Коробенкова Н. – Этот день мы приближали как могли: Встреча солдатских вдов Бичуры / Н. Коробенкова // Бичурский хлебороб – 21 мая Коробенкова Н. – Этот день мы приближали как могли: Встреча солдатских вдов Бичуры / Н. Коробенкова // Бичурский хлебороб – 21 мая Коробенкова Н.Остался в памяти людской / Н. Коробенкова // Бичурский хлебороб. – 18, 28 июля, 1 авг Коробенкова Н.Остался в памяти людской / Н. Коробенкова // Бичурский хлебороб. – 18, 28 июля, 1 авг