Автор Агеева Ирина Валерьевна, учитель МБОУ лицея 10 г. Советска Калининградской области
Внешняя и духовная биография Ивана Северьяныча Флягина
1. Раскрыть смысл названия повести; выявить суть души русского человека в понимании Н.Лескова, показать роль образа Ивана Флягина в раскрытии идеи произведения 2. Способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, умения решать житейские вопросы. Воспитание высокой гражданской позиции. Подвести детей к осознанию Родины и своей национальности.
Каковы основные черты русского характера и русского менталитета?
Очаровать, очаровывать кого-то – обворожить, околдовать, отвести глаза… Прельщать или пленять – влюблять кого-либо в себя. Странники – скитальцы, бездомные бродяги, ищущие временного приюта, богомольцы. странник (устар.) – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. Очарование – чарующая сила, прелесть чего- нибудь.
Вопросы и задания для беседы: 1. Как вы понимаете смысл слова «праведник»? 2. Возможно ли праведничество в наши дни? 3. Знаете ли вы людей, которых называют праведниками?
Истиной жизни считал Лесков евангельскую «беззаботливость к себе». Его положительные герои уже потому праведники, что готовы прийти на помощь другому человеку, сострадать ближнему. Лесковские герои незаметны, нетщеславны, «любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него». Но стать праведником можно только в результате тяжелой душевной работы, духовного очищения, к которым всю жизнь стремился и сам писатель, человек необычный, ни на кого не похожий. Такие акценты в изучении личности и судьбы Лескова и героев его произведений помогут школьникам в восприятии характера Ивана Флягина из повести «Очарованный странник».
Прав ли философ В. В. Розанов, который утверждал: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых падений, вечное оплакивание подлинными и удостоверенными праведниками грехов своих не есть только присказка и не есть уничижение паче гордости, а есть плач о подлинных, настоящих грехах. Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, братскому в грехе». Как эта мысль соотносится с характером главного героя повести «Очарованный странник» Ивана Флягина?
Предсказание монахом судьбы Флягина (глава вторая).
Побег из татарского плена (глава девятая)
Цыганка Груша (глава тринадцатая)
В монастыре: прозрение (глава двадцатая).
В душе каждого человека есть возможность прийти к обретению высших нравственных ценностей – это и есть путь к Храму. И даже если человек грешен(а все таковы), то этот путь зависит от личности каждого. Это путь нравственного роста, т.е. смысла жизни. … Взмело песок тучею, и нет ничего, только где-то тонко колокол тихо звонит, и весь как алою зарёю облитый большой белый монастырь по вершине показывается, а по стенам крылатые ангелы с золотыми копьями ходят, а вокруг море…. Монастырь – это идеальный остров посреди испорченного мира, где живут праведники.
Характерные чертыДуховный рост Бездумность Слепой азарт Сила молодости Смелость Наивность Смекалка Доброта Любовь Живучесть Отсутствие внутренних нравственных законов (дух спит) Пробуждение духа Осознание грехов Проповедь Николая Чудотворца и Христа Борение плоти и духа Праведность
Индивидуальное задание Чем образ Флягина созвучен образу Ильи Муромца, упомянутого в главе первой? Сопоставьте этих героев.
Жизнь Флягина напоминает историю Ильи Муромца. И дело здесь не только в физической силе героя, а в его биографии. Былинный герой 30 лет сидел сиднем, а потом пришли калики перехожие и исцелили его от духовной спячки. Какой-то период жизни Флягина тоже можно считать сидением, духовной немощью, хотя в рассказе он сразу предстает конэсером, влюбленным в свое дело, но духовно спит! Однако его очарование проявлениями жизни не дает ему сразу выбрать путь, предначертанный свыше, и он сознательно или в силу обстоятельств идет по своей дороге. Мотив странничества наделяется в повести философским подтекстом.
В итоге богатырь Иван Северьяныч, с ликом Ильи Муромца, прошедший через все «круги ада», превращается в праведника, монаха-молитвенника с очарованной душой, которой «очень за народ помереть хочется!».
1.Какой идейный смысл заключен в слове «очарованный»? 2.Чем же очаровывается Флягин, артист и художник в душе? Индивидуальное задание
а) Природой; б) Живностью; в) привязанностью к маленькой девочке; г) чужими нравами и обычаями; д) музыкой; е) лошадьми, их красотой и совершенством; ж) женщиной и любовью (эпизоды, связанные с Грушенькой), «вот она, думаю, где настоящая-то красота, что природы совершенство называется»; з) тишиной приобщения к Богу.
«Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим. Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны. Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги». М.Задорнов
Так каковы же основные черты русского характера и русского менталитета?