Презентация к уроку по теме: «Литературный процесс конца 19 - начала 20 веков». Урок-лекция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация.
Advertisements

Россия рубежа 19 – 20 веков. Историко-культурная ситуация. Вводный урок литературы в 11 классе. 1.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по программе В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, И. С. Збарского, В. П. Полухиной. (базовый уровень)
Россия рубежа XIX – XX веков. Историко-культурная ситуация. XX век… Еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла. Александр Блок.
Общая характеристика. Россия пережила три революции: года; -Февральскую и Октябрьскую 1917 г., -Русско-японская война гг. -Первая мировая.
Россия рубежа XIX – XX веков Учитель русского языка и литературы МОУ Новосельцевская СОШ Андреева Г. А.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
«Серебряный век» русской культуры Мы подарили Западу начало нашего века... Д. Лихачев.
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
Россия рубежа веков. Русская литература на рубеже веков 11 класс 1-ый урок Учитель Крючкова А.И.
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
Курбанова Ольга Михайловна Преподаватель литературы Профессионального лицея «Молодежная мода» 13.
Работу подготовил Ожгибесов Илья Ученик 11 «а» класса.
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Тема урока. Россия А.Блока: прошлое, настоящее, будущее. ( Несколько страниц творчества поэта) Цель урока: попытаться постичь глубину раздумий поэта, полных.
Цель : дать представление о тенденциях русской литературы конца 19 начала 20 века, Дать толкование понятий « серебряный век », « модернизм », « декаданс.
ВВОДНЫЙ УРОК Характеристика литературного процесса на рубеже веков. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 п. Забайкальск Забайкальского края Турушева.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Русская культура Серебряного века «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Транксрипт:

Презентация к уроку по теме: «Литературный процесс конца 19 - начала 20 веков». Урок-лекция.

План лекции. 1.Историко-культурная ситуация. 2. Исторические события. 3. Внутриполитическая обстановка. 4.Научные открытия. 5. Философские взгляды и течения. 6. Литературные направления. 7.Заключение.

1. Историко-культурная ситуация ( ). На рубеже веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории.

Важнейшие исторические события начала 20 века, произошедшие в России. 1.Три революции ( 1905г., Февральская и Октябрьская 1917г.,) 2. Русско-японская война гг. 3. Первая мировая война гг. 4. Гражданская война гг.

Внутриполитическая обстановка. Три политические силы, которые противоборствовали между собой: Защитники монархизма; Сторонники буржуазных реформ (либеральные реформы «сверху»; «социальный переворот, какого еще не видела Россия». П.А.Столыпин) Идеологи пролетарской революции (перемены путем «ожесточенной кипучей войны классов, которая называется революцией». Ленин)

Научные открытия перевернули представления о познаваемости мира. Естествознание, казалось, постигло все тайны мира. Отсюда вера в силу человеческого разума, возможность покорения природы. «Природа не храм, а мастерская…»

Значительные научные открытия: - открытие рентгеновских лучей; - определение массы электрона; - исследование радиации; - создание квантовой теории; - изобретение беспроволочной связи; - периодическая система химических элементов…

Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Это привело к поискам объяснений новых явлений, к неудовлетворенности основами духовной жизни. «Материя исчезла….» Интерес к философии пессимизма, тяга к мистицизму (Шопенгауэр, В.Соловьев)

Поэт-философ Д.Мережковский писал: « Это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. ….борьба двух взглядов на жизнь, двух противоположных мировоззрений…»

Философская мысль начала 20 века. В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной мысли: «Всё живёт теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни…»( А.Волынский)

Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию породила неорелигиозные искания эпохи. Проповедям классовой ненависти были противопоставлены христианские заветы Добра, Любви, Красоты. Учение Христа – путь к спасению трагически разобщенного и отчужденного человечества. «Религиозный ренессанс». Философы нового времени ( Бердяев, Розанов, Мережковский и др.) говорили о приобщении слабого, заблудшего человека к божественной истине.

Мережковский мечтал о создании на земле небесно- земного царства, основанного на принципах божественной гармонии. Бердяев «новое сознание» понимал как внутреннее «слияние с Христом»

Идеи Ницше. Обличал христианство как помеху на пути личности к её сверхчеловеческому состоянию. «Бог умер!» Ницше утверждал, что вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая мораль»: «нищих надо бы совсем уничтожить», «падающего толкни»…

Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература призвана была стать способом постижения истины, установления мировой гармонии.

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. - развитие реализма ( авторские раздумья о судьбах человека и мира; обращение к библейским мотивам и образам) - модернистские течения (символизм, акмеизм, футуризм).Верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками. Охватил все рода искусств.

Заключение. Модернисты и реалисты не принимали друг друга и вступали в острую полемику между собой. Но, имея разные принципы, они обогатили литературу талантливыми произведениями.

К.Бальмонт (Поэт-символист) Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество- Моя пустынная душа. Д.Мережковский Мы – над бездною ступени, Дети мрака, солнца ждём, Свет увидим и, как тени, Мы в лучах его умрём.