Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки
Общий обзор заданий части С начинайте восхождение от простых заданий к более сложным: С4 > С5 > С6 и, наконец, С1 С3. внимательно читайте условие задания, выделяйте в нем ключевые слова, составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос. старайтесь давать больше развернутых, но обоснованных ответов, чем предусмотрено в заданиях С.
С 4 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ 2.5 В 3 39 С5 VIII–XXI вв. Различное содержание в разных вариантах: С4VIII – начало XXI в. Различное содержание в разных вариантах: умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространствен- ного анализа при рассмотре- нии фактов, явлений, процес- сов (задание-задача) 2.5 В3
Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения). Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в XVII в. (укажите не менее двух задач). Приведите примеры войн, походов и экспедиций XVII в., предпринимавшихся для решения этих задач (не менее трех примеров). С 4 СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Алгоритм решения С4 1.Внимательно прочитать задание. 2.Переструктурировать текст задания в опорную схему: Уточнить объект обобщающей характеристики (внешняя политика, направления реформ, про блемы (трудности, негативные последствия) и его конкретные признаки: время, место, персоналии. Указать, что и в каком количестве требуется назвать для характеристики этого объекта (первый этап работы, теоретический). Указать, сколько примеров нужно привести для иллюстрации содержания характеризуемого объекта (второй этап работы, фактографический). 3.Вспомнить, что вам известно по данному вопросу, или попытаться собрать ответ из под сказок самого задания. 4.Познакомиться с критериями оценивания заданий с развернутым ответом. Сравнить эта лон ответа со своим вариантом по следующим линиям: Элементы ответа в пункте «назвать...». Возможно, что вы указали те же характеристики, только другими словами. Важно, чтобы смысл вашего варианта ответа строго соответствовал заданию, то есть относился к указанному в нем объекту характеристики. Элементы ответа в пункте «привести примеры...». Возможно, что вы назвали другие факты, не указанные в эталоне ответа. Проверьте, действительно ли ваши примеры имели место в указанный в задании исторический период или характеризовали его в указанной в задании перспективе (достижения/проблемы, внутренняя политика/внешняя политика и т.п.). «Примеры должны конкретизировать именно те обобщенные характеристики, направления, которые формулируются в первой части задания» 4.Формулировки ответов в пункте «назвать...». Постарайтесь формулировать направления (задачи, проблемы и т.п.) обобщенно, без детализации морей, земель, имен, действий и т.п., чтобы передать только суть характеризуемого вами объекта. Формулировки примеров. Обратите внимание, что в этом случае, наоборот, поощряется оптимально конкретный ответ: дата, название факта-события, главное действующее лицо, краткое содержание реформы и т.д. и перечисление фактов в хронологической последовательности.
С5 АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ВЕРСИЙ И ОЦЕНОК 1.Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I: «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы». Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её. 1.Многие западные историки считают Советский Союз виновником развязывания «холодной войны» во второй половине 1940-х гг. Какие другие оценки причин возникновения «холодной войны» вы знаете? Какую из оценок вы считаете наиболее убедительной? Приведите не менее трех фактов, положений, которые аргументируют избранную вами точку зрения.