Влияние средств массовой информации на уровень агрессивности детей школьного возраста
Содержание Детская агрессивность Детская агрессивность Средства массовой информации Средства массовой информации
Агрессия – сильная активность, стремление к самоутверждению. Агрессия – сильная активность, стремление к самоутверждению. (Л. Бендер) (Л. Бендер) Агрессия – акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. Агрессия – акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту.
По форме агрессия подразделяется на: Физическая (избиение, ранение); Физическая (избиение, ранение); Вербальная (оскорбление, отказ общаться); Вербальная (оскорбление, отказ общаться); Прямая; Прямая; Косвенная. Косвенная.
А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: Физическая; Физическая; Раздражение (вспыльчивость, грубость); Раздражение (вспыльчивость, грубость); Вербальная агрессия (угроза, крики); Вербальная агрессия (угроза, крики); Косвенная (сплетни, злобные шутки); Косвенная (сплетни, злобные шутки); Негативизм (оппозиционное поведение). Негативизм (оппозиционное поведение).
Ю.Б. Можгинский выделяет два вида патологической агрессии Психологическую Психологическую Трансформированную Трансформированную
Первые исследования природы агрессии принадлежат З Фрейду. Агрессивная энергия накапливается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. З. Фрейд рассматривает агрессию как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы агрессии принадлежат З Фрейду. Агрессивная энергия накапливается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. З. Фрейд рассматривает агрессию как порождение инстинкта борьбы.
В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессия связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессия связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение.
Н.Е. Миллер выдвинул систематизированную модель, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:
1) силой побуждения к агрессии; 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение; 3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором. 3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.
Л. Берковец считал, что фрустрация вызывает гнев, который создает готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться. Роль посылов к агрессии могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы. Л. Берковец считал, что фрустрация вызывает гнев, который создает готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться. Роль посылов к агрессии могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы.
По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:
Негативные – позитивные (деструктивные - конструктивные); Негативные – позитивные (деструктивные - конструктивные); Явные и латентные; Явные и латентные; Вербальные – физические; Вербальные – физические; Прямые – косвенные; Прямые – косвенные; Враждебные – инструментальные; Враждебные – инструментальные; Эго – синтонные (принимаемые личностью)- эго – дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью). Эго – синтонные (принимаемые личностью)- эго – дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары).
Цели агрессивного поведения Причинение боли жертве, ее страдания; Причинение боли жертве, ее страдания; Месть за перенесенное страдание; Месть за перенесенное страдание; Причинение ущерба; Причинение ущерба; Доминирование, власть над другим человеком; Доминирование, власть над другим человеком; Получение материальных благ; Получение материальных благ; Аффективная разрядка; Аффективная разрядка; Привлечение внимания; Привлечение внимания; Завоевание авторитета. Завоевание авторитета.
Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться: По степени личностной вовлеченности; По степени личностной вовлеченности; По степени активности; По степени активности; По эффективности; По эффективности; По выраженности психопатологической составляющей. По выраженности психопатологической составляющей.
Средства массовой информации – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам – это относительно самостоятельная система. Средства массовой информации – представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам – это относительно самостоятельная система.
К СМИ относятся: 1) Печатные издания: газеты, журналы, листовки); 2) Электронные (радио, телевидение, интернет); 3) Информационные агентства.
Функции СМИ Коммуникативная; Коммуникативная; Непосредственно – организаторская; Непосредственно – организаторская; Идеологическая; Идеологическая; Культурно – образовательная; Культурно – образовательная; Рекламно – справочная; Рекламно – справочная; Рекреационная. Рекреационная.
До сих пор идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. До сих пор идет дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, отрицательное воздействие на детей. Статистика сообщает, что в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии.
Ребенок, проводящий у телевизора, всего лишь два часа в день, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии Ребенок, проводящий у телевизора, всего лишь два часа в день, видит за день в среднем свыше семнадцати актов агрессии
Ребенок 6-7 лет смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в стадии возбуждения или торможения Ребенок 6-7 лет смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в стадии возбуждения или торможения
По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут, начиная с 6 лет – не более 1 часа в день. По данным психофизиологов, детям до двух лет телевизор противопоказан, детям от 2-6 лет можно смотреть телевизор от 15 до 40 минут, начиная с 6 лет – не более 1 часа в день.
Школьник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребенку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Школьник, сидящий перед телеэкраном постоянно слышит разговор, но овладение речью происходит только в живом, непосредственном общении с другими людьми. Ребенку мало только слушать, ему необходимо участвовать в диалоге. Подготовила педагог-психолог: Мирошниченко Н.В.