Работа с понятиями в школе. Современное обучение построено на учете логики наук, а не логики обучения, освоения, усвоения. П.Я. Гальперин
Работа с понятиями в школе. Осознанность, произвольность и системность входят в сознание через ворота научных понятий. Л.С. Выготский.
Виды понятий (в зависимости от пути их усвоения). Ненаучные («житейские»). Научные.
Ненаучные («житейские понятия») Путь усвоения путем «проб и ошибок». Ориентировка по несущественным признакам, но в силу сочетания их в предметах с существенными в определенных пределах оказывается верной. Ориентировка на существенные признаки, но они остаются неосознанными. (специфика житейских понятий)
Научные понятия. Определение понятия задает как бы точку зрения - ориентировочную основу действий для оценки предметов, с которыми взаимодействует учащийся.
Как организовать деятельность учащегося по усвоению понятий? Определиться, что определение понятия это предложение, раскрывающее содержание понятия. Разобрать структуру определения: (понятие) (род, видовое отличие) При работе с понятиями подбирать задачи четырех типов.
Четыре типа задач. (понятие) (род, видовое отличие) 1) и л
(Медиана ) (отрезок, (треугольника) ( соединяющий вершину ( треугольника с серединой ( противоположной стороны) Задача первого типа: И
(Медиана ) (отрезок, (треугольника) ( соединяющий вершину ( треугольника с серединой ( противоположной стороны) Задача первого типа: И
(Медиана ) (отрезок, (треугольника) ( соединяющий вершину ( треугольника с серединой ( противоположной стороны) Задача второго типа: Л
(Медиана ) (отрезок, (треугольника) ( соединяющий вершину ( треугольника с серединой ( противоположной стороны) Задача второго типа: Л
(Медиана ) (отрезок, (треугольника) ( соединяющий вершину ( треугольника с серединой ( противоположной стороны) Задача третьего типа: И => И Дано: АВС треугольник, СD медиана,АD=3 см Найти: ВD - ?
(Медиана ) (отрезок, (треугольника) ( соединяющий вершину ( треугольника с серединой ( противоположной стороны) Задача третьего типа: И => И Дано: АВС треугольник, АD – медиана, АВ=5см, АС=3 см, Р АВС =14 см. Найти: СD - ?
(Медиана ) (отрезок, (треугольника) ( соединяющий вершину ( треугольника с серединой ( противоположной стороны) Задача четвертого типа: Л => Л Дано: АВС треугольник,
(Медиана ) (отрезок, (треугольника) ( соединяющий вершину ( треугольника с серединой ( противоположной стороны) Задача четвертого типа: Л => Л Дано: АВС; CDE -треугольники, АВ=12 см, DE=8 см, Р є АВ, О є DE,АР=РВ. Найти: АР, РВ, DO, OE - ?
Результаты деятельности учащихся. Формируются универсальные логические действия: Анализ объектов с целью выявления признаков (существенных и несущественных); Подведение под понятие; Умение давать определение понятиям.
Спасибо за внимание. Презентацию приготовила: Уткина Лариса Леонидовна учитель математики МАОУ «СОШ 23» города Великий Новгород.