Музей и школа: опыт создания единого образовательного пространства в преподавании ОРКиСЭ (на примере сотрудничества Государственного музея истории религии и ГБОУ СОШ 4 Кусто) Жиркова Галина Петровна, методист Василеостровского района
«Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, сохранив при этом, разумеется, наши традиции и преимущества, такие, скажем, как фундаментальное математическое образование, не забывать об огромном значении качества преподавания русского языка, истории, литературы, основ светской этики и традиционных религий. У этих предметов особая роль: они формируют личность.» Путин В.В. Послание Федеральному собранию г.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. (из общих положений курса)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕВРАЩЕНИЕ ВСЕГО ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
КУЛЬТУРООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ОБРАЗОВАНИЕ ВНУТРИ КУЛЬТУРЫ»(А.Г.Асмолов)
«Музей может быть открыт для всех только путем учения: вход в него ведет через учебное заведение. Если музей не будет высшим, окончательным для всех научным и средним учебным заведением, то он не будет публичным. Он останется закрытым. В Музее воспитательное начало не только получает место рядом с началом образовательным, но и становится по праву преобладающим, просвещая умы…» НИКОЛАЙ ФЕДОРОВИЧ ФЕДОРОВ ( )
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений МУЗЕЙ ШКОЛА ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЧАСТИ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ
Понимание единства целей, задач и методов их решения: соглашение о сотрудничестве между ГМИР и ГБОУ СОШ4 Кусто Корректировка тематического планирования с целью его оптимизации и включения занятий на музейной экспозиции в учебный план, разработка моделей взаимодействия в музейном пространстве Создание интегрированных модулей, включающих ОРКиСЭ, дисциплины гуманитарного профиля, работу на музейной экспозиции и в городском пространстве По итогом годовой апробации совместный сборник методических рекомендаций и разработок уроков Образовательная программа структурная и функциональная единица образовательного пространства, целью которой является решение конкретных образовательных и воспитательных задач
«НАЧАЛО НАЧАЛ» 1 занятие
4 тематических модуля, включающих занятия на экспозиции по темам: «Начало начал», «Христианство», «Ислам», «Буддизм»
СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МОДУЛЕЙ
Проект «Санкт-Петербург-город всех религий»
«БИБЛЕЙСКИЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИЕ СЮЖЕТЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУСТВА» Урок на экспозиции Русского музея
Музей современного искусства Эрарта, мультимедийный спектакль по картинам Елены Фигуриной Урок по теме «Долг, свобода, ответственность, труд»
МУЗЕЙ Расширяет пространство культуры: дает возможность увидеть вещи, которые никогда не встречал, ушедшие из обиходной культуры, пришедшие из других культур, составляющие культуру современную Формирует опыт соприкосновения с подлинниками Способствует освоение музейных способов познания мира, основанных на визуальной коммуникации Вызывает эмоциональные переживания, являющиеся важным фактором развития личности Помогает формировать ценностные ориентиры
Включение образования в пространство культуры Формирование гуманистической личности Стимулирует творческий потенциал ученика и учителя Интеграция с другими гуманитарными дисциплинам Оптимизация учебного процесса Введение новых технологий и методик
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ЧАСТЬ ПРОСТРАНСТВА КУЛЬТУРЫ КРУГЛЫЕ СТОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ СЕМИНАРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ РАБОТА С САЙТОМ диалог и интерпретация
« В понятие культуры, должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства». Д.С.Лихачев