Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Текст это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация. Каждый текст создаётся на определённую тему. Тема текста это то, о чём (или о ком) в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать.
Цепная Параллельная
повторяющихся или однокоренных слов (трудом без труда; верным слову верность слову); местоимений (книгу она; человек он) наречий (в лесу - там); синонимов (быстро, стремительно); * антонимов;
синтаксический параллелизм:...что знаешь в детстве -знаешь на всю жизнь... чего не знаешь в детстве не знаешь на всю жизнь. (М. Цветаева); противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог ; вопросительные предложения (Да разве найдутся на свете такие силы"?); союзы; союзные слова, частицы, вводное слова ; порядок слов в предложениях (прямой, обратный);
Лексические: слова одной тематической группы, прямой повтор, синонимы, антонимы Лексические: слова одной тематической группы, прямой повтор, синонимы, антонимы Морфологические: союзы, союзные слова, частицы, видовременные формы глагола, степени сравнения прилагательных и наречий Синтаксические: параллелизм (несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения), парцелляция (выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения), соположенность предложений (объединение нескольких предложений с одним типовым значением в синтаксическое целое параллельной связью обычно в описаниях окружающей среды) Средства связи предложений в тексте: Средства связи предложений в тексте:
В одной стране за стеклянной горой, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес. В том лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У этой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, то решили пойти по свету искать счастья. Но счастья на чужой земле, вдали от матери братья не нашли и вернулись на родину. Там и прожили они счастливо до конца своих дней. Цепная
Лес поздней осенью был хорош. Выпал первый снег. Кое-где на березках еще оставался желтый лист. Ели и сосны казались зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега желтой щеткой. Мертвая тишина царила кругом, точно природа, утомленная летней кипучей работой, теперь отдыхала. (По Д.Н. Мамину-Сибиряку) параллельная
Необходимо выяснить его роль в тексте, взаимоотношение заглавия и родовидовых слов в тексте. Вы продолжите работу по развитию письменной речи написанием изложения, самостоятельным подбором заглавия к нему, употреблением в тексте изложения обособленных определений.
«Расставание...» Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь темно-серых вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме.. (К.Ваншенкин.) Как вы думаете, о чем хотел рассказать поэт? Что связывает эти предложения? Какое бы вы дали название этому стихотворению? Вывод. (Заглавие одно из важных средство связи предложений в тексте.)
1) Выполнение упражнения 111 на с. 75 учебника «Развитие речи». 2) Прочитаем теоретический материал (дополнительные сведения) на с Знакомство с новым понятием. 1) Прочитайте теоретический материал на с. 79 учебника «Развитие речи» о понятии «композиционный стык». 2) Найдите в упражнении 119 это средство связи предложений в тексте.
Домашнее задание: выполнить упражнение 118, используя в тексте композиционный стык.