Тема: Составление диалога по заданной ситуации и обобщенному содержанию
Цели урока: продолжить знакомство учащихся с диалогом; продолжить знакомство учащихся с диалогом; учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге; учить правильно расставлять знаки препинания при диалоге; учить составлять, вести диалог; учить составлять, вести диалог; интонационно правильно читать диалог; интонационно правильно читать диалог; обогащать словарный запас учащихся; развивать навыки работы в парах; обогащать словарный запас учащихся; развивать навыки работы в парах; развивать умение формулировать мысль, выбирать главное; развивать умение формулировать мысль, выбирать главное; воспитывать культуру общения. воспитывать культуру общения.
Словарная работа Диалог (от греч.: диа – два, логос - слово)- разговор двух или нескольких лиц. Диалог (от греч.: диа – два, логос - слово)- разговор двух или нескольких лиц. Монолог (от греч.: моно – один, логос - слово) – речь одного лица. Монолог (от греч.: моно – один, логос - слово) – речь одного лица. Прямая речь – это чужая речь, которая передается без изменений. Она сопровождается словами автора, которые указывают, кому принадлежит чужая речь. Прямая речь – это чужая речь, которая передается без изменений. Она сопровождается словами автора, которые указывают, кому принадлежит чужая речь.
Знаки препинания при диалоге Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога. Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.
Знаки препинания при диалоге - Р, - первый участник. - Р, - второй участник. - Р, - первый участник. - Р, - второй участник.
Стили речи, характерные для диалога Диалоги чаще всего встречаются в разговорном и художественном стилях речи, т.к. это самый динамичные способ передачи речи. Диалоги чаще всего встречаются в разговорном и художественном стилях речи, т.к. это самый динамичные способ передачи речи.
Телефонный разговор Карточка 2 - Под Новый год что только не происходит, чего только не случается. - Под Новый год что только не происходит, чего только не случается. - Однажды в квартире, скажем, Ивановых или Петровых раздался телефонный звонок: - Однажды в квартире, скажем, Ивановых или Петровых раздался телефонный звонок: - Але! Мишк! Это ты? Не? А кто? Ладно, неважно. Позовите мне Мишку. - Что стряслось? - Хочу узнать, он завтра придет елку украшать? - А кто это говорит? Представьтесь, будьте добры. - Санька. - Скажи, Саня, а тебя не учили, как надо разговаривать по телефону? - Не, - опешил Санька, но тут же нашелся, - а че тут такого?
Вступительные и заключительные реплики диалога: Вступительные реплики: здравствуйте, прошу вас, пожалуйста, будьте добры. Вступительные реплики: здравствуйте, прошу вас, пожалуйста, будьте добры. Заключительные реплики: спасибо, большое спасибо, извините за беспокойство. Заключительные реплики: спасибо, большое спасибо, извините за беспокойство.
Составление диалогов по заданной ситуации: 1-й ряд: покупаем в магазине елочные игрушки. 1-й ряд: покупаем в магазине елочные игрушки. 2-й ряд: спрашиваем в библиотеке, какую книжку можно почитать, чтобы узнать о новогодних традициях других стран. 2-й ряд: спрашиваем в библиотеке, какую книжку можно почитать, чтобы узнать о новогодних традициях других стран. 3-й ряд: готовимся наряжать новогоднюю елочку. 3-й ряд: готовимся наряжать новогоднюю елочку.
Восстановление диалога по репликам Накануне Нового года Мишка приходит ко мне и говорит: - Слушай,- сказал Мишка, пора нам за_________________________ ___________________________ __________, а то останемся мы ___________________________ ____________________ - Слушай,- сказал Мишка, пора нам за_________________________ ___________________________ __________, а то останемся мы ___________________________ ____________________ - Сегодня уже поздно, - ответил я. - - Сегодня уже поздно, - ответил я. - Завтра поедем. Завтра поедем. - Так ведь завтра уже________________________ _______________________ - Так ведь завтра уже________________________ _______________________ - Ничего, - говорю я. - Украшать надо вечером, а мы поедем днём, ___________________________ _____ - Ничего, - говорю я. - Украшать надо вечером, а мы поедем днём, ___________________________ _____ Слова для справок: Ёлка, ехать, Ёлка, ехать, Праздник, ёлка, на, без. Праздник, ёлка, на, без. Надо, ёлка, украшать. Надо, ёлка, украшать. Же, школа, после, сейчас. Же, школа, после, сейчас.
Восстановление диалога по репликам Накануне Нового года Мишка приходит ко мне и говорит: - Слушай, пора нам за ёлками ехать, а то останемся мы на праздник без ёлок. - Сегодня уже поздно, - ответил я. - Завтра поедем. - Так ведь завтра уже украшать ёлку надо. - Ничего, - говорю я. - Украшать надо вечером, а мы поедем днём, сейчас же после школы. (Николай Носов «Бенгальские огни») (Николай Носов «Бенгальские огни»)
Итоги урока Какие знания вы сегодня закрепили на уроке? Какие знания вы сегодня закрепили на уроке? Что называется диалогом, монологом? Что называется диалогом, монологом? Какие знаки препинания ставятся при диалоге? Какие знаки препинания ставятся при диалоге? В каких стилях речи чаще всего встречаются диалоги? Почему? В каких стилях речи чаще всего встречаются диалоги? Почему? Назовите вступительные реплики диалога. Назовите вступительные реплики диалога. Назовите заключительные реплики диалога. Назовите заключительные реплики диалога. Зачем нам надо владеть диалогической речью? Как это пригодится нам в жизни? Зачем нам надо владеть диалогической речью? Как это пригодится нам в жизни?
Домашнее задание Выбрать одно из заданий: Выбрать одно из заданий: 1. Поработать в парах - составить и разыграть диалог: 1. Поработать в парах - составить и разыграть диалог: «В транспорте». «В транспорте». 2. Стр.218, упр. 385 – восстановить диалог. 2. Стр.218, упр. 385 – восстановить диалог. 3. стр. 218, упр. 384 – выучить наизусть стихотворение «Винегрет». 3. стр. 218, упр. 384 – выучить наизусть стихотворение «Винегрет».
С Новым годом Пусть декабрь серебрится порошею, Пусть декабрь серебрится порошею, Заметая любую беду. Я желаю вам только Я желаю вам только хорошего хорошего В наступающем Новом году. В наступающем Новом году.