У РОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ : «Г ЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ ПРИ - И ПРЕ -» Подготовила учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория МОУ «СОШ с. Липовка» Блохина Наталия Викторовна
ЦЕЛИ УРОКА: * Формирование у учащихся знаний и умений по правильному употреблению в словах приставок при- и пре-. *Развитие аналитического мышления, развитие познавательных, частично- поисковых умений, развитие уверенности в своих силах. * Развитие познавательного интереса учащихся.
ЭПИГРАФ К УРОКУ: «В разнообразии приставок – разнообразие смысла.» ( К. Чуковский )
П РОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. - Что такое приставка? - Почему приставка значимая часть слова? - Согласны ли вы с эпиграфом нашего урока? - Какие орфограммы в приставках мы с вами изучили?
Л ИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА ПРО ПРИ- И ПРЕ-. В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки ПРИ- и ПРЕ-. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать и приголубить. Её сестра приставка Пре- была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать Пере- не была такая злая как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Её сестра продолжала: « Почему ты слово «передать» переделала и получилось « предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется. Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше. - Понравилась вам сказка? - Давайте выясним, при каких условиях в данных приставках пишется буква и, а когда пишется буква е ?
Р АБОТА С ОПОРОЙ НА ТАБЛИЦУ приставкиИх значениепримеры ПРИ - («очень») ( «пере-») Прехорошенький Прескучный Преградить Прервать ПРИ- ( «неполнота действия») («присоединение») («приближение») расположение вблизи чего-нибудь Приоткрыть Придержать Приумолкнуть Приросли Пришили Прибили Приехать Пригород Привокзальный
ПРИ- ИЛИ ПРЕ-? ПРЕ- ИЛИ ПРИ-? Э ТО СОВСЕМ НЕ СЕКРЕТ. Н А СОДЕРЖАНИЕ СЛОВА СМОТРИ – С РАЗУ ПОЛУЧИШЬ ОТВЕТ. 1. Запишите слова, обозначающие приближения: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля, самолета. 2. Запишите слова, обозначающие присоединения: присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой. 3. Запишите слова, обозначающие значение «территориальной близости»: край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе. 4. Запишите слова, обозначающие значение неполноты действия: немного поднял, немного хромает, слегка дотронулся, ненадолго лёг, ненадолго остановился.
В прекрасном замке на горе жила - была приставка ПРЕ-. Особо преотважная, важная - преважная, Гордая - прегордая, добрая - предобрая. Её считали очень мудрой и называли все Премудрой. Был у неё прелестный пудель. Прекрасный пёс по кличке Дудель. Он преспокойно спал у двери, когда вошла приставка ПЕРЕ-. Она сказала: «На заре я уезжаю, друг мой ПРЕ-, Меня не будет два - три дня, ты поработай за меня. Позаменяй меня, прошу. Спокойной ночи, я спешу». Задание: выпишите слова с приставкой ПРЕ-, объясните правописание. - О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
Т РЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Задание: При- или Пре-? 1. Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался. 2. Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой… 3. Кто- то терем пр…бирал да хозяев поджидал. 4. Пирожок лишь разломила да кусочек пр….кусила. 5. Вмиг тогда мой петушок пр…подымет гребешок. 6. «Здравствуй, князь ты мой пр…красный! Что так тих, как день ненастный?» - Из каких произведений эти строки? Кто автор этих строк?
ВЫВОД - С каким правилом мы познакомились сегодня на уроке? - Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ- и ПРЕ-? Учитель оценивает работу учащихся на уроке. Задаёт домашнее задание.