СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ
Женский труд гражданских больницах вновь начали использовать в середине 18 века. Его осуществляли 'бабы- сидельницы'.
Д о конца 18 века специальных сестёр для ухода за больными в светских больницах, видимо, не было. Поэтому можно считать, что сестринское дело в России началось в 1803 г., В этом же году и в Москве и Петербурге при воспитательных домах создаются "вдовьи дома" для призрения неимущих.
Жeнское патриотическое общество В 1812 году в Петербурге образовалось благотворительно е Санкт- Петербургское женское Патриотическое общество
В 1818г. в Москве был создан Институт сердобольных вдов При больницах стали организовывать специальные курсы сиделок. С этого времени в России начинается специальная подготовка женского медицинского персонала. Преподавание велось по учебнику Х.Оппеля. Это было первое руководство на Русском языке для специальной подготовки персонала по уходу за больными, которое вышло в свет в 1822г.
Это заведение-первая в России община сестёр милосердия, получившая название. В 1844г. по инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской в Петербурге было открыто светское сердобольное заведение. В 1847г. звание сестёр милосердия было присвоено первым 10 женщинам, получившим подготовку к общине. Община существовала на средства благотворительных организаций.
В Петербурге для ухода за ранеными и больными не только на перевязочных пунктах, но и в военных госпиталях великая княгиня Елена Павловна (сестра императора Николая- 1) на свои средства учредила и организовала крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для попечения о раненых и больных на войнах.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, в иночестве Марфа. После 1909 г. Вел. кн. Елизавета Федоровна (1864–1918), сестра последней русской императрицы, посвятила свою жизнь заботе о больных и бедных. В 1907 она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия, в 1910 приняла пострижение. Обитель содержала больницу, амбулаторию, приют для девочек, дом для чахоточных женщин, дом дешевых квартир для студенток и работниц, бесплатную столовую и воскресную школу.
Н.И.Пирогов принял предложение великой княгини. Также она предложила знаменитому хирургу Н.И.Пирогову организовать женский уход за ранеными и больными на поле битвы. В октябре 1855г. в Севастополе Н.И.Пирогов для каждой категории сестёр Крестовоздвиженской общины разработал подробную инструкцию деятельности.
Женщин для оказания медицинской помощи непосредственно в местах боевых действий не привлекали… Они работали только в мирное время в больницах-госпиталях. Это был первый опыт в мире по привлечению подготовленных сестер милосердия к работе в военно-полевых условиях. Опыт оказался очень успешным благодаря их удачному подбору и исключительно талантливым старшим сестрам: А.П. Стахович, Меркуловой, Е.М. Бакуниной, Е.П. Карцевой, Е.А. Хитрово.
Н.И. Пирогов среди сестер милосердия Крестовоздвиженской общины, 1855 г. (из книги А.В. Воропай. Н.И. Пирогов и краснокрестное движение. М., 1985) Н.И. Пирогов и сестры милосердия в Крымской войне стали предшественниками Организации Международного общества Красного Креста и Красного Полумесяца (1863 г.). Основатель общества Анри Дюнан с благодарностью признавал, что «… существованием Красного Креста мы обязаны благородному примеру великой княгини Елены Павловны в деле оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны».
Даша Севастопольская- первая сестра милосердия Возможно, сегодня она смогла бы занять место Матери Терезы... Правда, «матерью» бойцы Крымской войны ее не могли называть: Даше было тогда 18 лет. Кто-то кликал ее «дочкой», а чаще - «сестренкой» или - «сестрой». Истекающие кровью солдаты верили в чудотворную силу этих девичьих рук, по наитию врачующих их раны. Даша спасала людей не по долгу медика, а по велению сердца, движимая милосердием
...В начале сентября 1854 года девушка Даша с Корабельной стороны Севастополя вдруг отрезала косы, переоделась в матросскую форму, продала оставшийся от родителей дом, все свое сиротское имущество. Взамен она купила лошадь с повозкой, множество одеял и белого полотна, бутыли с уксусом и вином. Соседи думали, что она «тронулась» умом после тяжелых переживаний по погибшему отцу и решила отправиться на все четыре стороны. Но повозка двинулась к берегам Альмы, туда, где шло одно из тяжелейших сражений Крымской войны - Альминское.
Даша, как светлый ангел, как последняя надежда. Эта «карета горя», как прозвали жители Корабельной стороны повозку «помешавшейся сироты», стала первым в истории перевязочным пунктом на поле боя, а сама Даша - первой медсестрой милосердия. Не хватало врачей, не было транспортных средств для доставки раненых в госпитали, и они часто лежали на голой земле без всякой помощи. К ним-то и являлась Даша, как светлый ангел, как последняя надежда.
Гражданским подвигом дочери матроса был потрясен сам император Николай I, который пожаловал ей золотую медаль с надписью «За усердие» на Владимирской ленте для ношения на груди.
Сестры милосердия Гуманистический пример Даши воспламенил многие женские души. Вслед за ней ухаживать за ранеными взялись другие севастопольские патриотки - жены, сестры и дочери участников обороны. Как и Даша, золотыми медалями «За усердие» на Владимирской ленте были награждены сестры Крыжановские - Екатерина, Васса и одиннадцатилетняя Александра. Но все они не были медиками, в которых очень нуждался хирург Николай Пирогов. И тогда он призвал «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле» медсестер Крестовоздвиженской общины Петербурга, созданной по инициативе и на средства княгини Елены Павловны Романовой, вдовы младшего брата императора Николая I. Уже в ноябре 1854 года из столицы в Севастополь прибыли три отряда сестер милосердия. И их помощью Пирогов смог за 12 дней навести порядок в госпиталях.
Даша в белом платочке Убеленные сединой четырнадцать ветеранов защитников Севастополя, среди которых две женщины Дарья Михайлова (Хворостова) и Елизавета Сержбутовская. Принаряженные старушки с медалями на груди смотрят в объектив, словно благословляя далеких потомков.
Имя Даши Севастопольской носит 3-я городская больница Севастополя, рядом с ней есть памятник героине.
1912 г. была учреждена особая медаль высшая награда Международного Красного Креста медицинским сёстрам. «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества» 1912 г. была учреждена особая медаль высшая награда Международного Красного Креста медицинским сёстрам. «За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества»
Сестры милосердия в белых полуапостольниках и фартуках кажутся нам сегодня пережитком прошлого. Однако и сегодня находятся те, кто готов помогать больным людям по велению своего сердца. Возрождение общин сестер милосердия, деятельность которых прервала Октябрьская революция, началось в обновленной России с начала 1990-х. В условиях катастрофической нехватки сестринского персонала в лечебных стационарах прихожанки право-славных приходов начали объединяться в сестричества, ставившие своей целью христианское служение в медицинских учреждениях. Это стало закономерным шагом на пути осмысления себя в церковной жизни для многих верующих, выражением одного из главнейших евангельских постулатов, сформулированного апостолом Павлом: «Вера без дел мертва есть…».
Все современные общины и сестричества зарегистрированы как религиозные или общественные благотворительные организации. Во главе большинства из них стоит священник, а главные сестры исполняют роль его помощников. Деятельность общин и сестричеств распространяется на больницы, хосписы, богадельни, приюты, патронажные службы. Многие сестры отдают милосердному служению свое свободное время, не оставляя основные профессиональные занятия.
«БУДЬТЕ МИЛОСЕРДНЫ!» « Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли есть милосердие» Л.Н.Толстой
Источники 1. Очерк двадцатипятилетней деятельности Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. СПб., Пирогов Н.И. Севастопольские письма и воспоминания. М., Постернак А.В. Очерки по истории общин сестер милосердия. М., Собрание писем сестер Крестовоздвиженской общины попечения о раненых. СПб., Устав Алексеевского общества дел милосердия на Успенском острове. СПб., Уставы и правила общин сестер милосердия Владычно-Покровской, Екатерининской, Иоанно-Ильинской, Иосифовской, Крестовоздвижеиской, Литейной части, Покровской, Святого Георгия. СПб., С Анненкова Э.А., Голиков Ю.П. Русские Ольденбургские и их дворцы. СПб.,