Макроэкономика Нимерницкая И. А. ЦСТАиПО «Ясенево» 2013
Основные понятия Предмет макроэкономики Цели макроэкономики Метод макроэкономики Экономическая модель Агрегированные показатели
Макроэкономика от др.-греч. μακρός длинный, большой, ο κος дом и Nόμος закон) наука, изучающая функционирование экономики в целом, экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений
Возникновение макроэкономики Макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е - 40-е годы XX века. Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу
Основоположник макроэкономики Джон Мейнард Кейнс ( ) английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. В своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936)
Предмет макроэкономики Экономика как единое целое с точки зрения обеспечения устойчивого роста, полной занятости, стабильности цен и равновесия платежного баланса
Цели макроэкономики Поиск закономерностей в развитии экономики, определение взаимосвязей различных экономических процессов. Создание научной базы для экономических прогнозов и принятия экономических решений в выборе инструментов экономической политики
Метод макроэкономики Оперирует агрегированными (укрупненными) показателями Рассматривает не отдельные товары, а их совокупность в виде валового национального продукта, не деньги как таковые, а денежную массу и денежные агрегаты, не спрос или предложение на рынке отдельных товаров, а совокупный спрос и совокупное предложение
Экономическая модель Главный инструмент – экономическая модель, упрощенное теоретическое обоснование основных зависимостей между экономическими явлениями и процессами Нет единственно правильной модели, используются разные, каждая решает определенную задачу
Основные проблемы макроэкономики определение объема и структуры национального продукта и национального дохода; выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики; анализ природы инфляции; изучение механизма и факторов экономического роста; рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике; исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик; теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства
Особенности макроэкономики как науки Подход к национальной экономике как к сфере общественного воспроизводства и части мировой экономики. Процессы рассматриваются как взаимосвязанные друг с другом Динамический подход к рассмотрению национальной экономики Статистический подход к анализу состояния национальной экономики (оперирование данными национальной и международной статистики) Социально-экономический подход к национальной экономике (рассмотрение не только экономических, но и социальных вопросов и проблем, например, вопросов занятости
Две основные школы макроэкономики Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве. Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда
Применяя макроэкономические методы, можно Притормозить и стабилизировать инфляцию; Ускорить продвижение к новому качеству экономического роста; Найти удовлетворительные решения других крупных народохозяйственных проблем; Сохранить природные ресурсы; Поддержать оптимальные темпы производства товаров и услуг
Использованная литература Экономика. Основы экономической теории. Под ред. Д.эк.н., профессора Иванова С.И. Изд. 19-е. М., Вита, Киреев А. Экономика. Изд. 2-е. М., Вита- пресс, Азимов Л.Б. Введение в экономику. М., Вита- пресс, Автономов В.С. Преподавание курса «Введение в экономику». М., Вита-пресс, 1998.