М-1. ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ 1.История педагогических идей и воспитательных практик 2.Место педагогики в системе наук о человеке. Предмет и основные задачи педагогики 3.Основные методологические принципы и методы педагогики 4.Педагогическая деятельность как социальное созидание личности. Современные педагогические технологии
История педагогических идей и воспитательных практик Первое упоминание о школе: древнеегипетские источники за 2,5 тыс. лет до нашей эры. Древнегреческие философы – о педагогике: Фалес, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др. Фале с Сократ Платон Демокри т Аристотель
История педагогических идей и воспитательных практик Этимология слова «педагогика»: с древнегреческого «пейда» - ребенок, «гогос» - вести. В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами- богословами на основе церковной догматики.
История педагогических идей и воспитательных практик Развитие педагогической мысли в трудах мыслителей эпохи Возрождения итальянский гуманист Витторино да Фельтре ( ); испанский философ и педагог Хуан Вивес ( ); нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский ( ); французский философ Мишель Монтень ( ).
История педагогических идей и воспитательных практик Английский философ Фрэнсис Бэкон ( ) в 1623 г. издал трактат «О достоинстве и увеличении наук». В нем он классифицировал науки и в качестве отдельной отрасли знания выделил педагогику, под которой понимал «руководство чтением». В этом же столетии статус педагогики как самостоятельной науки был закреплен трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского ( ).
История педагогических идей и воспитательных практик Английский философ Джон Локк (1632– 1704) отрицал наличие врожденных качеств у детей, уподоблял ребенка «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. Французский философ Жан Жак Руссо (1712 – 1778) исходил из идеи природного совершенства ребенка: воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а приспосабливаться к детским интересам (теория свободного воспитания, педоцентризм). Джон Локк Жан Жак Руссо
Место педагогики в системе наук о человеке педагогика психологияфилософиясоциология физиология этика антропологиякультурологиялингвистика
Предмет и основные задачи педагогики Предмет педагогики: закономерности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания. Задачи педагогики: 1) изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях организованного воспитания; 2) определение целей воспитания; 3) разработка содержания воспитания; 4) исследование методов воспитания.
Основные методологические принципы педагогики Воспитание носит социально детерминированный характер Определяющая роль в формировании личности принадлежит самой личности Человек обладает богатыми возможностями улучшения своих природных и личностных свойств Педагогика утверждает человека в качестве высшей ценности
Методы педагогики Педагогическое наблюдение Исследовательская беседа Изучение продуктов деятельности Педагогический эксперимент Социологические методы исследования Методы математической статистики Теоретический анализ
Педагогическая деятельность как социальное созидание личности Педагогическая деятельность Ценностная сторона (воспитание) Когнитивная сторона (обучение) Общекультурные знания Профессиональные знания
Современные педагогические технологии Проблемное обучение Модульно-рейтинговое обучение Вальдорфская педагогика Суггестивное обучение Контекстное обучение
Спасибо за внимание Жеребцов С.Н., кандидат психологических наук, доцент