Институт образования Лекция 10 Дубакин Сергей Гр СЭЗиС
Институт образования – это … … одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих приобщение личности к культуре.
Признаки института образования: 1.установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемостьлюбовь 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни, форма 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы 4. кодекс устный и письменный - правила учащихся 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
В социологии принято различать … Формальное образование (специальные учреждения (школы, вузы), осуществляющие процесс обучения) Неформальное образование (несистематизированное обучение человека в процессе общения с окружающей социальной средой или путем индивидуального усвоения информации)
Функции образования 1.Умственное, нравственное и физическое развитие человека 2.Функция социализации 3.Функция активизации социальных перемещений 4. Социальная селекция 5.Формирование профессионально- квалификационного состава населения
Основные роли Преподаватели Учащиеся Организаторы и руководители образования
Роль учителя Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: 1.он должен быть специалистом в определенной области науки и культуры 2.обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, 3.владеть методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение задач и др.), 4.уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
Роль ученика Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная система образования? изучать различные предметы согласно программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п.
ПроблемыПроблемы социального института образования переход от демократической системы образования, доступной представителям всех социальных групп, к элитарной модели. отдельных педагогов, руководителей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.
ПроблемыПроблемы социального института образования большинство педагогов отстали от требований времени. Отказ от деятельности детских общественных организаций привел к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. коммерциализация школы не всегда сопровождается повышением качества обучения.
Основные виды образования система дошкольного воспитания, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, система повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Дошкольное воспитание Не является обязательной ступенью образования В 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок.
Общеобразовательная школа На сегодняшний день полное среднее образование длится 11 лет. Обязательным является неполное среднее образование – 9 лет. По данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей
Специальные образовательные учреждения Коррекционные образовательные учреждения (для детей с отклонениями в развитии) Исправительно-трудовые учреждения Оздоровительные и санаторно- лесные школы
Среднее специальное образование Техникумы Колледжи Музыкальные и художественные училища
Университеты Первые университеты в России: Московский 1804 – Казанский 1805 – Харьковский 1819 – Петербургский 1834 – Киевский 1865 – Одесский (Новороссийский) Томский
Система высшего образования Двухуровневая система высшего образования: бакалавриат (высшее общее образование) и магистратура (высшее профессиональное образование) По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию.