МБОУ гимназия 161 г. Екатеринбурга «Интеграция медиаобразования с базовым образованием как фактор формирования информационной компетенции учащихся» (2011 – 2014 гг.) Директор гимназии – Соломеин Н. Н. Руководитель проекта – Арнаутова В. А.
Общее описание модели интеграции медиаобразования с базовым в образовательный процесс Внедрение модели направлено на разрешение противоречий: - между востребованностью обществом личности, способной эффективно жить и работать в условиях развивающегося информационного общества и реальным состоянием практической подготовки школьников; - между вовлечением старшеклассников в процесс потребления продукции средств массовой информации и отсутствием целенаправленного педагогического руководства этим процессом; - между реально существующей необходимостью научного подхода к обновлению педагогического процесса по интеграции медиаобразования с базовым образованием и отсутствием разработанной модели интегрированного медиаобразования.
Общее описание модели интеграции медиаобразования с базовым в образовательный процесс Разработанная модель интеграции медиаобразования с базовым школьным образованием основывается на разработанном Л. С. Зазнобиной Стандарте интегрированного медиаобразования, исследованиях И. В. Жилавской, А. А. Журина, Е. А. Бондаренко, Т. В. Ковшаровой. Предлагаемая модель включает в себя условия, средства, цели и задачи, содержание, организационные формы, методы и принципы интеграции медиаобразования с базовым школьным образованием.
Основной целью проекта является создание эффективных условий для формирования информационной компетенции учащихся на основе обеспечения взаимного проникновения учебного и внешкольного потоков информации и развитии критического мышления, то есть условий для подготовки школьников к жизни в информатизированном пространстве.
Необходимо решение следующих задач: Определить пути и способы интеграции медиаобразования с базовым школьным образованием. Разработать модель интегрированного медиаобразования, способствующего развитию информационной компетенции учащихся. Создать материально – технические условия в гимназии для успешной организации процесса интеграции медиаобразования в базовое. Обеспечить мотивацию педагогов и повышения уровня их профессиональной компетентности по проблемам медиаобразования. Найти пути эффективных организации внеурочной деятельности и использования возможности дополнительного образования для обеспечения практической деятельности школьников. Внедрить в образовательный процесс интеграцию медиаобразования с базовым на основе созданной модели, осуществить мониторинг изменений
Ожидаемые результаты реализации проекта: Реализация компетентностного подхода Разработка концептуальных положений и модели интеграции медиаобразования с базовым образованием, способствующей развитию информационной компетенции учащихся. Определение педагогических принципов и условий успешной интеграции медиаобразования с базовым образованием. Определение дидактических возможностей и принципов отбора медиатекстов для использования на уроках. Систематизация организационных форм и структуры урока в рамках интегрированного медиаобразования, методов и приемов работы с медиатекстами, способствующих развитию информационной компетенции учащихся.
Ожидаемые результаты реализации проекта: Сформированная медиакомпетенция личности на основе включения внешкольной информации в систему формируемых в школе знаний, использования этих знаний при восприятии и критическом осмыслении медийной информации, умения интерпретировать медиатексты, понимать их суть, адресную направленность, цель информирования, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, вычленять главное в информационном сообщении и др. Развитие у учащихся критического мышления, формирование и обоснование собственного взгляда на получаемую информацию; развитие умений находить, готовить, передавать и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария.
Интеграция осуществляется на уровне содержания, организационных форм и методов преподавания; учитываются дидактические возможности медиатекстов и критерии отбора сообщений СМИ для использования на уроке; интеграция в систему уроков сочетается с исследовательской и проектной деятельностью учащихся.
Наличие в обществе развитой системы СМИ Усл ови я инт егр аци и Цель: формирование информационной компетенции учащихся Принцип приоритетов Пр ин ци пы инт егр аци и Диагностика и мониторингРезультат: информационная компетенция Свободный доступ к источникам информации Наличие методики медиаобразования Подготовка педагогических кадров Принцип дополнения и развития Принцип встраиваемости Педагоги сод ерж ани е Орг ани зац ион ные фор мы мет од ы Модель интеграции медиаобразования с базовым в образовательный процесс
Мониторинг осуществляется на основе сочетания методики А. В. Федорова диагностики уровня медиакомпетенции аудитории, анализа выполнения заданий, направленных на развитие навыков работы с различного рода информацией
Этапы реализации программы, содержание деятельности 1 этап (подготовительный) (2011 – 2012 гг.) Обеспечение мотивации и роста профессионализма педагогов в вопросах медиаобразования. Создание правовой базы для реализации процесса интеграции медиаобразования в базовое. Выбор формы внеклассной работы с учащимися для формирования коммуникативной и информационной компетенций. Соотнесение целей и задач медиаобразования целям и задачам учебных предметов. Определение структуры содержания интегрированного медиаобразования на уровнях предметной составляющей, опыта осуществления способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта отношения к миру учащихся. Определение принципов отбора сообщений масс-медиа, принципов анализ медиатекста, используемого учителем. Освоение способов учебной деятельности при работе с медиатекстами. Анализ условий использования возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности. Разработка показателей и критериев эффективности внедрения модели интеграции медиаобразования в базовое образование.
Этапы реализации программы, содержание деятельности 2 этап (основной практический) ( гг. ) Использование педагогами, учащимися, родителями возможностей открытого информационного пространства гимназии. Обобщение опыта работы педагогов, активно реализующих модель интеграции в образовательном Осуществление процесса формирования умений работать с информацией, т.е. развития информационной компетенции учащихся. Формирование опыта творческой деятельности решения исследовательских задач на основе готовых медиатекстов, а также использование метода проектов. Создание банка методических рекомендаций по выбору форм занятий и создания заданий. Определение функциональных педагогических возможностей информации как средства обучения. Обеспечение педагогами условий получения учащимися опыта деятельности и общения в процессе интерактивного обучения, построенного на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой. Включение медиаобразовательных проектов как средства активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования определенных личностных качеств учащихся в образовательный процесс. Анализ уровня мотивации и степени вовлеченности участников в процесс реализации модели. Проведение мониторинговых мероприятий по исследованию уровня медиакомпетенции старшеклассников. Анализ эффективности работы детского информационного центра.
Этапы реализации программы, содержание деятельности 3 этап (обобщающее - аналитический) (2014 г.) Анализ результатов деятельности педагогического коллектива гимназии по созданию образовательного пространства, способствующего интеграции медиаобразования с базовым образованием. Обобщение эффективных методов медиаобразования по источникам полученных знаний, по уровню познавательной деятельности. Оценка эффективности использования проектных методик в Презентация деятельности гимназии педагогическому сообществу района, города, области по интеграции медиаобразования в базовое. Обобщение творческой группой педагогов дидактических возможностей медиатекстов и технологий подачи информации. Анализ результативности формирования информационной компетенции учащихся. Обобщение полученных результатов, внесение изменений в планы инновационной деятельности по проблеме интеграции медиаобразования в базовое.
В рамках модели проанализированы дидактические возможности медиатекстов, сформулированы критерии отбора сообщений СМИ для использования их на уроках, описаны организационные формы и структура урока, преследующего медиаобразовательные цели, представлены типы заданий, развивающих информационную компетенцию учащихся, обоснован выбор методов обучения, среди которых ведущими являются интерактивные методы и метод проектов. Таким образом, интеграция медиаобразования с базовым школьным образованием осуществляется на уровнях целей, содержания, средств, методов и организационных форм обучения. Некоторые результаты реализации проекта за период 2011 – 2013 гг.
. 1.Проведено исследование уровня медиакомпетенции старшеклассников 2.Созданы условия для осуществления медиаобразовательных программ: достаточная материально-техническая база, свободный доступ к информации, достаточно высокий уровень профессиональной подготовки педагогов. Однако медиаобразовательные проекты, реализующиеся в гимназии, в большей степени направлены на воспитательные цели и успешную социализацию учащихся. Необходимо дополнить существующие проекты образовательной составляющей.
3. Найдены формы организации внеурочной деятельности учащихся, связанных с формированием медиакомпетенции (например, реализация проекта «Медиа- холдинг. Школьный информационный центр») Некоторые результаты реализации проекта за период 2011 – 2013 гг.
4. В ходе внедрения модели интегрированного медиаобразования на уроках использовались различные виды заданий: 1) задания, формирующие умение находить необходимую информацию в разных источниках; 2) задания, формирующие умение переводить вербальную информацию в визуальную знаковую систему; 3) задания, формирующие умение понимать задания в различных формулировках и контекстах; 4) задания, формирующие умение систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам; 5) задания, формирующие умения переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, 6) задания, формирующие умение понимать цели коммуникации, направленность информационного потока; 7) задания, формирующие умение трансформировать информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из цели коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена и т. д. Некоторые результаты реализации проекта за период 2011 – 2013 гг.