Результат и результативность образовательного процесса в системе дополнительного образования детей
Специфика дополнительного образования детей свобода выбора вариативность личностно-ориентированный подход к ребенку реализация коммуникативных потребностей на основе сотрудничества, сотворчества и общности интересов возможность творческой самореализации и развития творческого потенциала учащихся комфортная эмоционально-психологическая атмосфера самостоятельная выработка стандартов результативности (самостандартизация)
АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ Отсутствие государственного образовательного стандарта для УДОД Предъявление результатов в процессе аккредитации учреждения (полнота реализации программ) Предъявление результатов деятельности в процессе аттестации педагога Демонстрация родителям достижений учащихся Предъявление достижений ребенка, полученных на занятиях в УДОД в школе (портфолио) Необходимость доказательства важности и продуктивности деятельности УДОД перед законодательными и исполнительными органами власти
Функции определения образовательных результатов обучающая развивающая стимулирующая (мотивационная) воспитательная диагностическая контролирующая
Аспекты проблемы результативности Теоретический Методико- технологический Методико- технологический Рефлексивный Проблема сущности Проблема сущности Что понимать под результатом и результативностью образовательного процесса? Что понимать под результатом и результативностью образовательного процесса? Как достигать желаемого результата? Как достигать желаемого результата? Проблема достижения Проблема достижения С помощью чего и как оценивать и измерять результат? С помощью чего и как оценивать и измерять результат? Проблема оценивания Проблема оценивания
Трактовка понятия результат в словарях русского языка то, что достигнуто с завершением какого- нибудь действия или является следствием какого-либо состояния (Малый толковый словарь); конечный итог, завершающий собой что- нибудь (С.И.Ожегов. Словарь русского языка); следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог, развязка, исход, конец дела (В.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Походы к определению понятия результата в образовании Состояние системы Состояние системы в определенный момент в соответствии с поставленной целью Итог Итог деятельности педагога, или взаимодействия педагога и учащихся, или процесса Изменение Изменение состояний, свойств, личности ребенка, системы отношений, содержания образования и т.д.
Результат образовательного процесса объективные изменения, проявляющиеся на уровнях личности ребенка и педагога системы отношений «продуктов» педагогической деятельности и деятельности ребенка в образовательном процессе
СТРУКТУРА РЕЗУЛЬТАТА Отчужденный продукт Освоенные способы деятельности Изменения в системе отношений Личностные изменения
Характеристики результата Соотносится с целью Промежуточный и конечный Предсказуемый и непредсказуемый Внешний (видимый) и внутренний(личностный) Индивидуальный и совокупный (коллективный) Оперативный и отсроченный Позитивный и негативный
Понятие результативность: Качественная характеристика итогов деятельности, отражающая степень их соответствия обозначенным целям и существующим нормам. Качественная характеристика итогов деятельности, отражающая степень их соответствия обозначенным целям и существующим нормам. (Ильина Т.В.). Совокупность положительных результатов, отслеживаемых (получаемых) в процессе, по завершении или отсрочено, спустя какое-то время после деятельности Совокупность положительных результатов, отслеживаемых (получаемых) в процессе, по завершении или отсрочено, спустя какое-то время после деятельности (Гайнутдинов Р.М.) Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов (Титова Е.В.)
ЦЕЛЬ (РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗ) РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛЬНЫЙ ЦЕЛЬ (РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗ) РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛЬНЫЙ Результативность образовательной программы ЦЕЛЬ Результат
Мониторинг результативности образовательного процесса
Педагогический мониторинг - целостная система контроля, коррекции и управления педагогическим процессом. диагностика, оценка и прогнозирование педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития. Основная задача педагогического мониторинга - Основная задача педагогического мониторинга - комплексный анализ педагогической деятельности
Педагогическая диагностика – система методов, приемов, специально разработанных технологий и методик, тестовых заданий, позволяющих в ходе педагогической экспертизы определять уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и определить пути улучшения качества образования.
Диагностика результативности образовательного процесса - выявление и фиксирование полученных в ходе образовательного процесса результатов с целью установления их соответствия ожидаемым результатам
Методы диагностики Эмпирические методы: наблюдение, методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), изучение письменных, графических и творческих работ учащихся, изучение педагогической документации Методы теоретического исследования: анализ, синтез Математические и статистические методы: ранжирование, шкалирование, определение средних величин полученных показателей, и др.
Для выявления и оценки результативности нужно определить: Параметр результата – величина, характеризующая какое- либо свойство, качество предмета. Параметр результата – (от греч. parametreo - меряю, сопоставляя) - величина, характеризующая какое- либо свойство, качество предмета. Критерий –. Критерий – (от греч. kriterion - средство для суждения) - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило.
Для выявления и оценки результативности нужно определить: Показатели – данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Показатели – данные, по которым можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. Индикаторы – составляющие показателя, с помощью которых он наиболее подробно описывается. Методы отслеживания результата – способы исследования (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ). Методы отслеживания результата – способы исследования (наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, анализ). Формы предъявления результата. Формы предъявления результата.
Параметры результативности образовательного процесса Традиционные Усвоенные знания Освоенные способы деятельности (умения и навыки) Опыт эмоционально-ценностных отношений
Параметры результативности образовательного процесса Специфические для дополнительного образования опыт общения опыт творчества опыт самостоятельной деятельности опыт социально-значимой деятельности
Параметры результативности образовательной программы Опыт освоения теоретической информации Опыт практической деятельности (освоение способов деятельности: умения и навыки) Опыт творчества Опыт эмоционально-ценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося) Опыт самостоятельной деятельности Опыт общения Опыт социально-значимой деятельности