МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ МКОУ « Усть - Мосихинская СОШ ». УЧИТЕЛЬ Кроневальд Н. М.
1.МОРАЛЬ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ. 2.МИР МОРАЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ. 3.НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.
Вспомните миф о Зевсе, давшим людям стыд и правду ? Задумайтесь ещё раз, используя ваши знания, какие вечные универсальные ценности вы можете назвать, основываясь на этом мифе ?
В ЭТИКЕ ВЫДЕЛЕНЫ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НРАВТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ, ВОЛОЩЕННЫЕ В ПОВЕДЕНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ. ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ЭТИКИ - МОРАЛЬ ЛЮДЕЙ. МОРАЛЬ ПЕРВАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГ О СОЗНАНИЯ. УТРАТА МОРАЛИ ОЗНАЧАЕТ ПРЕВРАЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЧЕЛОВЕКОПОДОБНОЕ СУЩЕСТВО. ВСЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ( РОД, ПЛЕМЯ, ЭТНОС, НАЦИЯ, ГОСУДАРСТВО ) КАК ПРАВИЛО РАССМАТРИВАЛИ МОРАЛЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ - ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СТАБИЛЬНОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ.
МОРАЛЬ ПЕРВАЯ ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГ О СОЗНАНИЯ. В ИСТОРИИ НЕМАЛО ПЕРИОДОВ – 1. РИМСКОЕ ОБЩЕСТВО - ПАДЕНИЕ НРАВОВ. 2. ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА И В ПЕРИОД НЭПА – СТОЛКНОВЕНИЕ И ЛОМКА ДВУХ МОРАЛЕЙ. 3. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - ВОЗВРАЩЕНИЕ К ТРАДИЦИОННЫМ ЦЕННОСТЯМ. МОРАЛЬ ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ОДОБРЕННЫХ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ НОРМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОТНОШЕНИЯ ЛЮДЕЙ В СОЦИУМЕ, ИХ ОБЯЗАННОСТИ ДРУГ ПЕРЕД ДРУГОМ И ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ.
МОРАЛЬ СОВРЕМЕННЫЕ ЛЮДИ ПОСТОЯННО ВСТУПАЮТ В КОНТАКТЫ, НО МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ИГРАЮТ РОЛЬ ПУТЕВОДИТЕЛЯ ПО ЖИЗНИ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗУЮТ НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ. ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ОТРАЖЕНИЕМ ВВ СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ В ПРЕДЕЛЬНО ШИРОКОМ СПЕКТРЕ ПОЗИЦИЙ : ОТ СТРАСТНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ ЭТИХ НОРМ И СЛОВОМ И ДЕЛОМ, ДО НЕГАТИВНОГО И ДАЖЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ИХ ВОСПРИЯТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ
МОРАЛЬ В МОРАЛИ СУЩЕСТВУЮТ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ, ОЦЕНОЧНЫЙ, И РЕГУЛЯТИВНЫЙ АСПЕКТЫ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ ДРУГ С ДРУГОМ. ВСЕ ОНИ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА, В КОТОРОМ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НОРМЫ, ПРИНЯТЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ. СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧИЯ В МАСШТАБАХ ПРИМЕНЕНИЯ, И В УРОВНЯХ ОДОБРЕНИЯ. НОРМЫ ФУНКЦИОНИРУЮТ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ ЛИЧНОСТИ, ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ МНЕНИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ ИЛИ ОБЩЕСТВОМ В ЦЕЛОМ ( ГУМАНИЗМ, КОЛЛЕКТИВИЗМ, ИНДИВИДУАЛИЗМ )
Нормы поведения : не лги, не укради ; не убий, почитай старших Моральные качества : доброжелательность, справедливость, мудрость и т. д. Нравственные принципы : коллективизм индивидуализм ; эгоизм альтруизм и т. д. Морально - психологические механизмы : долг, совесть. Высшие моральные ценности : смысл жизни, свобода, счастье.
МОРАЛЬ МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ : 1. ПОДДЕРЖИВАЮТ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВА. 2. РЕГУЛИРУЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬБ ЛЮДЕЙ. 3. РЕКОМНДУЮТ ИНДИВИДУ ОПТИМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ. МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ : 1. ПОДДЕРЖИВАЮТ УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВА. 2. РЕГУЛИРУЮТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬБ ЛЮДЕЙ. 3. РЕКОМНДУЮТ ИНДИВИДУ ОПТИМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ. СУЩЕСТВУЕТ ДВОЯКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ : 1. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕСТВА, 2. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНДИВИДА. 3. МОРАЛЬ ЭФФЕКТИВНА, КОГДА ЕЁ НОРМЫ ВНЕДРЯЮТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И НАХОДЯТ ОТКЛИК. СУЩЕСТВУЕТ ДВОЯКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ : 1. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБЩЕСТВА, 2. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИНДИВИДА. 3. МОРАЛЬ ЭФФЕКТИВНА, КОГДА ЕЁ НОРМЫ ВНЕДРЯЮТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ И НАХОДЯТ ОТКЛИК.
УСВОЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - И ПРАКТИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ ИМ : НРАВСТВЕННОСТ Ь, Т. Е ВЫРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ УСВОЕНИЕ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ - И ПРАКТИЧЕСКОЕ СЛЕДОВАНИЕ ИМ : НРАВСТВЕННОСТ Ь, Т. Е ВЫРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В ЧЕЛОВЕКЕ ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ТРУДНЫЙ : - ПОПЫТКА РЕГЛАМЕНТАЦИИ И КОНТРОЛЯ. - - ПОПЫТКИ РЕФОРМ ИРОВАНИЯ ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ТРУДНЫЙ : - ПОПЫТКА РЕГЛАМЕНТАЦИИ И КОНТРОЛЯ. - - ПОПЫТКИ РЕФОРМ ИРОВАНИЯ
ДРУГИМ ВИДОМ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ РАЗРЕШЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, ТРЕБУЮЩИХ АКТИВНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ МОРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - ЭТ О ФУНДАМЕНТАЛЬНЫ Е ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМЫХ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК. КАТЕГОРИИ ДОБРА И ЗЛА. КАТЕГОРИЯ ДОЛГА.- МОРАЛЬНАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. КАТЕГОРИЯ СОВЕСТИ - СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОСТУПКОВ.
ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - ЭТ О ФУНДАМЕН ТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМЫХ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - ЭТ О ФУНДАМЕН ТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРАЛИ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМЫХ ОБЩИХ МОРАЛЬНЫХ ОЦЕНОК. КАТЕГОРИИ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА КАТЕГОРИЯ СЧАСТЬЯ. МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ. – ЭТО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СОВЕРШЕННОЙ СИСТЕМЕ МОРАЛЬНЫХ НОРМ, ВОПЛОЩАЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИИ ЛИЧНОСТИ
Работая с пунктом 2 §30, дайте характеристику и анализ следующих моральных категорий Добра и зла Долга Чести и достоинства личности Счастья Совести Морального идеала
В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ ВСТРЕЧАЕТ ПРЕПЯТСТВИЯ. ПРЕПЯТСТВИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ НИЗКАЯ ОБЩАЯ КУЛЬТУРА. ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К РАЗЛИЧНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ГРУППАМ ОТСУТСТВИЕ У ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННОСТИ
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. ОГРОМНУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ РАЗНООБРАЗИЕ ЕЁ ЖИЗНЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ИНТЕРЕСОВ, ШИРОКИЙ КРУГОЗОР. МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КУЛЬТУРЫ РАЗДВИГАЮТ ГОРИЗОНТ ЛИЧНОСТИ
1.ПРОВЕРЬ СЕБЯ. С РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ.
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, Презентации по обществознанию СМИРНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ. Презентации по обществознанию