Тема: Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Диалог. Цели: повторить и обобщить сведения о способах передачи чужой речи; развить и закрепить пунктуационный навык при прямой и косвенной речи; развивать умение заменять прямую речь косвенной; повторить и обобщить сведения о диалоге, выработать пунктуационный навык при диалоге.
I. Работа с текстом. Ямщик поскакал, но все еще поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился все сильнее. Облачко превратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. - Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!
Работа с текстом Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом и скоро стали. «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ж ехать? – отвечал он, слезая с облучка. –Невесть и так куда заехали; дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился. «И охота было тебе не слушаться, - говорил он сердито,- воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!»
Работа с текстом Савельич был прав. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая… Вдруг увидел я что-то черное. «Эй, ямщик! – закричал я. – Смотри, что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог его знает, барин, - сказал он, садясь на свое место, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, шевелится. Должно быть, волк или человек». Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поравнялись с каким-то человеком…
Вопросы и задания к тексту: 1. Из какого художественного произведения данный отрывок? 2. Определите стиль данного текста. 3. Как называются способы передачи чужой речи? Параграф 87 (стр ) 4. Есть ли в приведенном отрывке предложения с прямой речью? Приведите примеры. 5. От лица кого передается прямая речь? 6. Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью?
Анализ предложений из текста. Введем условные обозначения6 А,а – слова автора, «П,п» - прямая речь. Составьте схемы предложений с прямой речью, которые присутствуют в данном тексте. Предложение. А)«Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением. Б)«Да что ж ехать? – отвечал он, слезая с облучка. – Невесть и так куда заехали; дороги нет, и мгла кругом». Cхемы: А) «П?» – а. Б) «П? – а. – П».
Перевод прямой речи в косвенную. 1. Что такое косвенная речь? 2. От лица кого передается косвенная речь? 3. Сколько грамматических основ в предложении с косвенной речью? 4. Что вы можете рассказать о пунктуации в предложениях с косвенной речью? 5. Нужен ли знак вопроса в предложении с косвенным вопросом? 6. Анализ предложений из текста. Задание: заменить предложения с прямой речью на косвенную речь.
Диалог. Знаки препинания при диалоге. Практическая работа по составлению диалога и выработка навыка пунктуации при диалоге. Диалог. - Что же ты не едешь? - спросил я ямщика с нетерпением. - Да что ж ехать? – отвечал он, слезая с облучка. – Невесть и так куда заехали; дороги нет, и мгла кругом. - И охота было тебе не слушаться, - сказал сердито Савельич,- воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» - Эй, ямщик! – закричал я. – Смотри, что там такое чернеется?
Оформление диалога в виде схем «П?» - а. - «П? – а. –П». - «П, - а, - п. П?П!» - «П! – а. – П?» - «П,- а, - п. П».
Отработка практического навыка письменного пересказа текста (изложения) с диалогом: а) отработка умения замены предложений с прямой речью в виде диалога предложениями с косвенной речью. Ямщик поскакал, поглядывая на восток. Ветер становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу. Туча постепенно росла и вскоре облегла все небо. Снег повалил хлопьями. Ямщик закричал барину, что начался буран. Гринев выглянул из кибитки. Действительно, кругом была темень. Лошади встали. Он спросил ямщика, почему тот не едет дальше.
Замена диалога косвенной речью (продолжение) Слезая с облучка, ямщик сердито отвечал, что дороги нет, что они и так невесть куда заехали. В разговор вмешался Савельич, который стал упрекать барина за то, что тот не захотел переждать метель на постоялом дворе и теперь подвергает свою жизнь опасности. Вдруг Гринев увидел в снежной степи что-то черное и спросил у ямщика, что это может быть. Ямщик, вглядываясь, ответил, что это или волк, или человек. Барин приказал ехать на неизвестный предмет и вскоре они поравнялись с человеком.
Самостоятельная работа. 1. Расставить недостающие знаки препинания в предложениях, составить схемы предложений. Однако, господа, второй бастион совсем не отвечает сказал гусар, сидевший верхом на лошади, весь разбит! Однажды Пушкин сказал одному из своих приятелей Представь себе, какую штуку сыграла со мною Татьяна. Она вышла замуж. Этого я никак не ожидал от нее.
Самостоятельная работа. 2. Оформить диалог в виде схемы. У меня зазвонил телефон: - Кто говорит? - Слон. - Что вам надо? - Шоколада.