Проектирование целей в условиях внедрения ФГОС
Цель Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие субъекта (человека или группы)
Перенос акцента целей Дидактические цели Цели учителя Учебные цели Совместная постановка цели с учениками
Запишите цель своего урока – один из сложных этапов
Традиционные способы постановки целей 1.Определение целей через изучаемое содержание 2.Определение целей через деятельность учителя 3.Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика 4.Постановка целей через учебную деятельность учащихся Кларин Михаил Владимирович
Соотношение прежних способов формулировки целей и результатов Типичные способы постановки целей Оценка эффективности способа Определение целей через содержание: «изучить явление», «познакомить с теорией», «ввести понятие …» Указание на область содержания урока Не указывают на результаты деятельности учащегося
Типичные способы постановки целей Оценка эффективности способа Определение целей через деятельность учителя: «ознакомить» «объяснить» «рассказать» «продемонстрировать» Внимание учителя сосредоточено на своих действиях, Не определен результат учащихся Соотношение прежних способов формулировки целей и результатов
Типичные способы постановки целей Оценка эффективности способа Определение целей через виды деятельности учащихся: «решение задачи», « выполнение упражнения » «работа в парах» Акцентируется внимание на форме деятельности Не обозначены ее следствия - изменения в развитии ученика
Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального развития: «развивать познавательную самостоятельность», «формировать отношения» Обобщенные образовательные цели на ступень образования Не краткосрочные результаты урока Нуждаются в уточнении, конкретизации «Развивать память, мышление, творчество, любознательность, усидчивость» Имеют психологический характер «Приучать детей к аккуратности в обращении с инструментами» В качестве цели выступает намерение воздействовать на обучающихся
Определение целей через деятельность учителя Я учила Пушка свистеть! Что-то не слышно его свиста… Я же сказала, что учила. Я не говорила, он научился.
Система целей в образовании Цели образования Цели образовательной программы Цели урока 5 5 Цели задания Цель на ступень обучения
Цели в документах Уровень целиДокумент Цели образованияЦели – ценности Цели на ступень обученияФГОС НОО Цели на год обученияПрограмма по предмету Цели урока Планируемые результаты освоения ООП НОО Цели конкретного задания
Нормативная база
Дидактическая цель Запланированный учителем результат, который должен быть достигнут участниками
SMART-критерии В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART – это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов: конкретный; измеримый; достижимый; значимый; соотносимый с конкретным сроком
Критерии к определению целей
Результаты исследования Эдвин Локка Чем конкретнее цель, тем точнее регулируется деятельность. Цели, которые одновременно и конкретны, и трудны, обусловливают наилучшую деятельность, направленную на их достижение. Согласие с целями наиболее значимо, когда человек убежден, что цель важна; цель достижима (или, по крайней мере, к ней можно приблизиться). Постановка цели приносит наибольшую пользу, когда присутствует обратная связь, указывающая на продвижение к цели.
Постановка цели опосредует воздействие опыта предыдущих действий на последующие. Цели стимулируют планирование. Люди испытывают больше трудностей при достижении целей, если: o у них нет опыта или тренировки; o они находятся под чрезмерным давлением, принуждающим действовать; o на них сильно давление времени. Цели оказывают влияние на личность. Цели служат стандартами для чувства удовлетворенности собой Результаты исследования Эдвин Локка
Подходы к анализу задания
Использовать глаголы наблюдаемого действия Вы можете видеть или слышать, как человек «перечисляет», «выбирает», «вычисляет». Вы не можете видеть, как ребенок «помнит», «понимает», «освоил». Приложение
Учебные цели на языке "наблюдаемых действий " Неопределенные, расплывчатые фразы Внешне выраженные, "наблюдаемые" действия ИзучитьНазвать УзнатьВыбрать Открывать для себяОписать ВосприниматьПеречислить ПониматьСоотносить Быть знакомымНаписать Развивать усидчивость и внимание Дать определение ЦенитьКлассифицировать Развивать патриотизмОпределить ПочувствоватьОбъяснить
Первоначальная цель Ученики будут знать даты важных событий в истории России Ученики будут знать как использовать полезные разговорные выражения Ученики будут знать лучший способ решения задачи Отредактированная цель Каждый ученик сможет назвать 10 главных событий Великой Отечественной Войны Ученики будут использовать разговорные выражения для приветствия, начала и конца разговора Ученики будут выбирать, какой из двух способов решения задачи лучше Конкретна Достижима Измеряема Реальна Ориентирована на результат Ориентирована по времени Преобразование целей
Способы эффективной постановки целей Образ результата (шаблон, образец) Преобразование темы в вопрос, план действия Самостоятельное формулирование цели детьми (предложить начало фразы, предложение с пропусками, клише) Прием «Исключение» Прием «Яркое пятно» Прием «Знаю-не знаю»
Прием «Радуги» Одинаковым цветом окрашиваются цели и их реализация в деятельности. Прием позволяет исключить лишние этапы деятельности, либо увидеть содержание, которое не нашло отражение в формулировке целей
"Надо метить выше цели, чтобы попасть в цель." (Эмерсон, Ралф Уолдо) "Сначала мечты кажутся невозможными, затем - неправдоподобными, а потом – неизбежными." (Кристофер Рив) "Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим." (Толстой Л. Н.)
Источники _от_творчества_учителя_- _к_творчеству_ученика_путеводитель_по_прод уктивному_обучению?page=2 _от_творчества_учителя_- _к_творчеству_ученика_путеводитель_по_прод уктивному_обучению?page=