Интерпретация и использование метапредметных и личностных результатов в системе оценки качества начального общего образования Ковалева Г.С.
Использование результатов определяется в соответствии с ФГОС Сформированность метапредметных результатов оценивается в ходе итоговой оценки индивидуальных достижений. Используется для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования Оценка личностных результатов осуществляется в ходе мониторинговых исследований с целью оценки качества образования
Организация мониторинга личностных результатов (обязательные условия) 1.Информирование родителей учащихся о предстоящем мониторинге индивидуально- личностных особенностей их детей и получение согласия на участие их детей в предстоящем обследовании. 2.Использование неперсонифицированных данных (персональные данные о результатах обследований не выходят (не собираются или не передаются) за пределы образовательного учреждения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ само- определение смысло- образование морально- этическая ориентация внутренняя позиция школьника: 1)отношение к школе 2)отношение к учебной деятельности 3)образец хорошего ученика основы гражданской идентичности: 1)Я – гражданин России 2)Я и общее благополучие 3)Я и другие (этнос) мотивационная основа и интересы: 1)широта, выраженность, устойчивость мотивов 2)устойчивость интереса к новому материалу и способам решения Знание норм Самооценка и рефлексия: 1)ориентация на самооценку 2)способность к самооценке Моральное сознание: 1)дифференциация моральных и конвенциональных норм 2)нравственная ориентация 3)этические чувства 4)эмпатия (сопереживание) Ценностные установки: 1)здоровый образ жизни 2)охрана природы 3)чувство прекрасного 4)ценность труда Я – школьник Я и другие Моральное сознание и нормы Ценностные установки Рефлексия Личностные результаты
5 1. Методика «Настроение» (отношение к учебной деятельности) 2. Методика «Как ты себя оцениваешь?» (на основе методики самооценки Дембо- Рубинштейн) 3. Анкета для учащихся (структура и динамика мотивации) 4. Моральные дилеммы «Как поступить» Примеры методик и заданий
Примеры заданий Отношения, мотивы, интересы Методика «Настроение»
Примеры заданий Личностная самооценка Методика Дембо- Рубинштейн
Примеры заданий Стуктура и динамика мотивации Анкета для учащихся
Примеры заданий Стуктура и динамика мотивации Анкета для учащихся
10 «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания
Примеры заданий Морально- этические нормы Методика «Моральные дилеммы: как поступить»
Примеры заданий Морально- этические нормы Методика «Моральные дилеммы: как поступить»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Методика «Настроение» СитуацияКласс Настроение Утром, когда ты уже находишься в школе, а уроки еще не начались На уроках чтения На уроках русского языка На уроках математики На уроках окружающего мира
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Методика «Настроение» СитуацияКласс Настроение На уроках физкультуры На перемене Если учитель вызывает тебя к доске Если учитель задаёт тебе вопрос Если на уроке вы проходите новый материал
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Методика «Настроение» СитуацияКласс Настроение Когда у вас контрольная Если учитель делает тебе замечание Если у тебя не получается задание Если в школе отменяют уроки и можно остаться дома Когда ты рассказываешь родителям или своим близким о школе
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Методика «Настроение» СитуацияКласс Настроение Когда ты думаешь о своих одноклассниках Если ты делаешь домашнее задание дома самостоятельно Если ты делаешь домашнее задание с помощью близких Если ты делаешь домашнее задание на «продлёнке»
Самооценка (4 класс)
Самооценка (2 и 4 классы)
Структура мотивации младших школьников (выраженность мотивов, 4 класс)
Структура мотивации младших школьников (выраженность мотивов, 2 и 4 классы)
Познавательные (процессуально- содержательные) мотивы 2 класс 4 класс
Значимость непосредственного результата деятельности 2 класс 4 класс
Мотив достижения 2 класс 4 класс
Получение поощрения (вознаграждения) за деятельность 2 класс 4 класс
Получение одобрения других людей 2 класс 4 класс
Избегание неприятностей (давление на личность) 2 класс 4 класс
Предварительные выводы 1.Большинство обследованных учащихся демонстрируют высокий уровень учебной мотивации. 2.Важными мотивами являются: познавательные мотивы, мотив значимости результата и мотив получения одобрения родителей и учителя. Это во многом определяет отношение ребенка к различным сторонам его жизни и ориентацию на выбор «правильных» ответов, одобряемых взрослыми. 3.Около 30% учащихся 4 класса имеют заниженную самооценку, которая может проявляться в неустойчивости настроения детей, ожидании дальнейших неудач, снижении активности в учебной деятельности. 4.Отношение учащихся к школе и конкретным ситуациям учебной деятельности в целом положительное. По отношению к урокам наибольшее напряжение проявляется на уроках русского языка. По сравнению со 2-м классом уменьшается число позитивных ответов.
Спасибо за внимание! Ковалева Галина Сергеевна, руководитель отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО Тел./факс: (499) сайт: