Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ Педагог - психолог высшей квалификационной категории МБОУ « Гимназия 14 г. Йошкар.
Advertisements

Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ индивидуально-типологический подход.
По стратегиям работы с разными типами детей и детьми «группы риска» М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ.
« Экзамены : единственная возможность знать хоть что - то хотя бы несколько дней » Жорж Элгози « Экзамены : единственная возможность знать хоть что -
Методические рекомендации для учителей по стратегиям работы с детьми группы риска.
Стратегии работы с детьми группы риска. Гипертимные дети « Застревающие » детиАудиалы и кинестетики.
Методические рекомендации по стратегии работы с детьми группы риска в период подготовки к ГИА.
Психолого- педагогические проблемы подготовки школьников к ЕГЭ.
Как помочь ребенку найти точку опоры Педагогический совет Март 2014 год.
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска.
Психологическое сопровождение итоговой аттестации.
Перфекционисты и «отличники" Им недостаточно выполнить минимальный объем заданий. Им нужно сделать все,причем безошибочно. Есть еще один камень преткновения-
Трудности, связанные с личностными особенностями старшеклассников.
С ТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖКИ НА ЭКЗАМЕНЕ МОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» 2009.
ГОТОВИМ к ЕГЭ и ГИА Стратегии работы учителя с детьми групп риска Подготовила Кожевникова Л. М Педагог-психолог МКОУ «Березовская СОШ»
Психологическая подготовка к Единому государственному экзамену детей группы риска Различные формы психологической поддержки Групповые психологические занятия.
Трудности и стратегии поддержки старшеклассников.
Психологическая подготовка к ГИА (ЕГЭ). Наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ: высокая мобильность,
Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся при подготовке к выпускным экзаменам. Лицей 1575 Педагог-психолог Аймалетдинов Антон Рашидович.
Степашкина Любовь Юрьевна Степашкина Любовь Юрьевна, зам. директора Ресурсного центра кадрового обеспечения образовательных систем, к. п. н., доцент кафедры.
Транксрипт:

Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В. Педагог-психолог МОУ «СОШ 50» Горбунова И.В.

«Экзамены: единственная возможность знать хоть что- то хотя бы несколько дней» /Жорж Элгози/ «Экзамены: единственная возможность знать хоть что- то хотя бы несколько дней» /Жорж Элгози/

«ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ» ДЕТИ (особенности) ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария; богатое воображение, хорошо развито образное мышление; запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий; могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы; трудно выделять главное, но они хорошо обобщают; при устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей; ответы часто хаотичны; им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях; они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны. ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария; богатое воображение, хорошо развито образное мышление; запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий; могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы; трудно выделять главное, но они хорошо обобщают; при устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей; ответы часто хаотичны; им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях; они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

Стратегии поддержки правополушарных детей учить выделять главное; убедить ребенка в эффективности этой непривычной для него стратегии. Субъективное удобство - не показатель эффективности. Критерий - то, что спрашивается в тесте. ориентировать на выявление основного в каждом задании, что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь; учить вчитываться в текст, особенно в задания группы С, отвечать на вопрос, про что именно меня спрашивают; перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С, затем проранжировать эти записи в порядке значимости, и только потом записывать ответ; при подготовке задействовать образы, метафоры, картинки учить выделять главное; убедить ребенка в эффективности этой непривычной для него стратегии. Субъективное удобство - не показатель эффективности. Критерий - то, что спрашивается в тесте. ориентировать на выявление основного в каждом задании, что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь; учить вчитываться в текст, особенно в задания группы С, отвечать на вопрос, про что именно меня спрашивают; перед тем как заполнить бланк, попросить записывать первые пять мыслей, пришедших в голову после прочтения вопроса из группы С, затем проранжировать эти записи в порядке значимости, и только потом записывать ответ; при подготовке задействовать образы, метафоры, картинки

«ТРЕВОЖНЫЕ» И «НЕУВЕРЕННЫЕ» ДЕТИ Краткая психологическая характеристика: учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением.; склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др-); часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы; при устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли; при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали; они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы. Основные трудности: Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Краткая психологическая характеристика: учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением.; склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и др-); часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы; при устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли; при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали; они часто грызут ручку, теребят пальцы или волосы. Основные трудности: Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике»; ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов; очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один»; если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится». особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике»; ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов; очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки на самом экзамене. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и др. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один»; если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно и у тебя все получится». Стратегии поддержки тревожных детей и неуверенных детей:

ДЕТИ, «ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ» Краткая психологическая характеристика: обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»; у них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий; у таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности; Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время. Краткая психологическая характеристика: обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»; у них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий; у таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности; Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Стратегии поддержки детей с недостатками произвольной сферы: на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и пр.; во время экзамена требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени; необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время. на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные внешние опоры. Такими опорами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и пр.; во время экзамена требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы он научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени; необходимо привлекать родителей для помощи детям в домашних условиях организовывать деятельность и структурировать время.

«ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ» И «ОТЛИЧНИКИ» Краткая психологическая характеристика: дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью,ответственностью,организованностью, исполнительностью; если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал; перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено; для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка; для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им не достаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно; на экзамене возможный камень преткновения для них - необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Краткая психологическая характеристика: дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью,ответственностью,организованностью, исполнительностью; если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал; перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено; для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка; для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще. Им не достаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно; на экзамене возможный камень преткновения для них - необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Стратегии поддержки «перфекционистов» и «отличников»: очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания; во время экзамена перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию». очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания; во время экзамена перфекционисту нужно помочь распределить время. В ходе экзамена можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

«АСТЕНИЧНЫЕ» дети Краткая психологическая характеристика: высокая утомляемость, истощаемость; они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок; во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым, пытаясь себя тонизировать; утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны; ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода (3 часа), поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. Краткая психологическая характеристика: высокая утомляемость, истощаемость; они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок; во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым, пытаясь себя тонизировать; утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны; ЕГЭ требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода (3 часа), поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки «астеничных детей»: очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности; оптимальный режим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать; родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов; во время экзамена требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и др.); можно научить детей нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для отдыха очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности; оптимальный режим подготовки; чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать; родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов; во время экзамена требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и др.); можно научить детей нескольким простым физическим упражнениям для плечевого пояса, шеи, головы, которые он сможет незаметно для окружающих использовать непосредственно на экзамене для отдыха

«ГИПЕРТИМНЫЕ» ДЕТИ Краткая психологическая характеристика: обычно быстрые, энергичные, активные, не склонные к педантизму; высокий темп деятельности, могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны; быстро выполняя задания, зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок; испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости; невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок

Стратегии поддержки гипертимных детей: основной принцип, которым нужно руководствоваться гипертимным детям: «Сделал - проверь». Учителю важно научить ребенка проверять свою работу (при необходимости используя прием дистанцирования: «Представь, что проверяешь не свою работу, а работу Коли); очень важно не пытаться изменить темп деятельности, особенно с помощью инструкций типа «Не торопись». Ребенок все равно будет работать в том темпе, в котором ему комфортно; создать у них ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ; во время экзамена гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была у них минимальна.

«ЗА СТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ Краткая психологическая характеристика: их характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций; с трудом переключаются с одного задания на другое; долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше; основательны и зачастую медлительны; практически никогда не укладываются в отведенное время. Краткая психологическая характеристика: их характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций; с трудом переключаются с одного задания на другое; долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше; основательны и зачастую медлительны; практически никогда не укладываются в отведенное время.

Стратегии поддержки застревающих детей: навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания; это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить нр более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться; можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене; на экзамене задача взрослого - по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию»; ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается. навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания; это может происходить в следующей форме: «Тебе нужно решить 5 задач за час. Значит, на каждую задачу ты можешь потратить нр более 12 минут». Такие упражнения помогут ученику развивать умение переключаться; можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене; на экзамене задача взрослого - по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать таким детям переключаться на следующее задание, если они подолгу раздумывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следующему заданию»; ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается.

Группы трудностей ЕГЭ Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Причем если для педагога важен объем знаний, то с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. В чем заключаются трудности? Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение, как правило, более контекстно, в большей степени делает акцент на умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями. Причем если для педагога важен объем знаний, то с психологической точки зрения важнее умение пользоваться этими знаниями. В чем заключаются трудности? Прежде всего, значительную трудность может представлять сама работа с тестовыми заданиями. Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделять существенные стороны в каждом вопросе и отделять их от второстепенных; оперировать фактами и положениями, вырванными из общего контекста. Традиционное обучение, как правило, более контекстно, в большей степени делает акцент на умении выстраивать взаимосвязи в рамках отдельной темы.

Личностные трудности Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. В чем заключаются эти трудности? Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре единого государственного экзамена. При традиционной форме сдачи экзамена он может рассчитывать на поддержку со стороны родителей, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменом на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т.д.), я делал так». ЕГЭ это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ, никак не обоснованное и от этого еще более пугающее: «Сдать ЕГЭ все равно никто не сможет», «Придется сдавать ЕГЭ, значит, хорошую оценку не получить». Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. В чем заключаются эти трудности? Прежде всего, это отсутствие полной и четкой информации о процедуре единого государственного экзамена. При традиционной форме сдачи экзамена он может рассчитывать на поддержку со стороны родителей, старших товарищей, учителей. Все они, так или иначе, сталкивались с экзаменом на различных этапах своей жизни и могут поделиться опытом: «Когда я сдавал экзамены (заканчивал школу и т.д.), я делал так». ЕГЭ это нечто новое не только в опыте ученика, но и в опыте окружающих его людей. Они не могут поддержать его, потому что у них это было не так! Известно, что дефицит информации повышает тревогу. Это способствует тому, что у ученика появляется иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ, никак не обоснованное и от этого еще более пугающее: «Сдать ЕГЭ все равно никто не сможет», «Придется сдавать ЕГЭ, значит, хорошую оценку не получить».

Процессуальные трудности Связаны с самой процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. « Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов» «Трудности, связанные с ролью взрослого» «Трудности, связанные с критериями оценки» «Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей» Связаны с самой процедурой ЕГЭ. Эта процедура во многом имеет инновационный, непривычный для детей характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене. « Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов» «Трудности, связанные с ролью взрослого» «Трудности, связанные с критериями оценки» «Трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей»

Тематическое планирование : Тема занятия Продолжительность занятия (астр, час) 1 Память и приемы запоминания. Методы запоминания текстов 1,5 2 Приемы волевой мобилизации1,5 3 Приемы релаксации и снятия напряжения1,5 Итого:4,5

План совместных мероприятий: Выявление учащихся группы риска, при помощи диагностики: Правополушарных; Тревожных и неуверенных; Испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации; Отличников; Астеничных; Гипертимных; Выявление учащихся группы риска, при помощи диагностики: Правополушарных; Тревожных и неуверенных; Испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации; Отличников; Астеничных; Гипертимных;

Возможная тематика классных часов и родительских собраний: Способы сохранения работоспособности: Питание в период подготовки и проведения экзаменов; Как развивать память? Целеполагание; Способы формирования волевой саморегуляции; Способы сохранения работоспособности: Питание в период подготовки и проведения экзаменов; Как развивать память? Целеполагание; Способы формирования волевой саморегуляции;

Учителя предметники Классные руководителиПедагог-психологАдминистрация Обучение работе с текстом контроль Обучение работы с бланками контроль Выявление учащихся группы риска, при помощи диагностики: проведение анкетирования Выявление учащихся группы риска, при помощи диагностики: обработка анкет контроль Контроль посещаемостиПроведение тренинговых занятийконтроль Питание в период подготовки и сдачи экзаменов (на классных часах и р/с) Питание в период подготовки и сдачи экзаменов( в интерактивной форме) контроль Информирование учащихся о способах формирования волевого саморегулирования ( на классных часах и р/с) Обучение способам формирования волевой саморегуляции контроль Способы сохранения работоспособности (на классных часах и р/с) Способы сохранения работоспособности (тренинг) контроль Как развивать память контроль Обучение целеполагению Обучение целеполаганию контроль